Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Страница 1

Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью.

Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром.

Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга.

По мнению Л.С. Выготского, первое осложнение, которое возникает как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций.

Г.Е. Сухаревой были сформулированы два основных законы, которыми характеризуется умственная отсталость: тотальность и иерархичность проявления дефекта.

Тотальность дефекта заключается в том, что вследствие органического поражения головного мозга страдает не только познавательная деятельность, но и все личность в целом.

Иерархичность же заключается в том, что поражения головного мозга ведет за собой поражение познавательной деятельности, которая влечет за собой нарушения эмоционально-волевой сферы, а это, в свою очередь, влияет на правильную социализацию в обществе.

Нарушения познавательной деятельности выражаются в том, что умственно отсталые проявляют малый познавательный интерес к чему-либо происходящему. Из-за нарушения высших психических функции для них самих потребности в познании не возникает.

Рассмотрим особенности развития каждой психической функции при умственной отсталости.

Восприятие умственно отсталых характеризуется рядом особенностей. Одной из таких особенностей является замедленность зрительного восприятия. Это значит, что им потребуется больше времени для того, чтобы узнать и назвать хорошо знакомый предмет. Малый объем восприятия не позволяет в полной мере, ознакомится с окружающим их пространством. Удерживать в поле зрения одновременно большое количество предметов у таких детей не получится.

Как уже было сказано выше, умственно отсталые проявляют малый интерес к чему либо, это может говорить о малой активности их зрительного восприятия. Это значит, что они не замечают не только новых, но и уже знакомых им предметов, не только в комнате, но и лежащих рядом с ними.

Если показать таким детям сюжетную картинку и попросить озвучить то, что на ней изображено, то мы можем услышать лишь отдельные предметы, никак не связанные между собой. Это говорит о том, что их восприятия носит фрагментарный характер. Фрагментарность восприятия мешает таким детям воспринимать какой-то объект как единое целое.

При умственной отсталости сильно страдает непроизвольное внимание, но преимущественно недоразвита его произвольная сторона. Концентрировать внимание таким детям удается только совсем на небольшом количестве предметов (1–2 объекта) т.е. имеет место малый объем внимания. Удержать внимание на длительное время умственно отсталым детям просто не по силам. Низкая устойчивость внимания и высокая утомляемость, делают работу с одним предметом длительное время, невозможной. Дети не могут удержать внимание на заданных объектах, и часто бросают задание, не доводя дело до конца.

Несмотря на то, что внимание характеризуется низкой устойчивостью, быстро переключится на другой объект для них тоже затруднительно. Здесь, конечно, играет свою негативную роль восприятие, о характеристиках которого говорилась выше.

Привлечь внимание умственно отсталых детей не так-то и просто. Низко активное внимание свидетельство того, что умственно отсталые дети не проявляют интереса к окружающим их предметам. Таких детей постоянно нужно мотивировать для привлечения их внимания.

Поскольку в норме в процессе развития ребенок «мыслит» после своего рождения благодаря восприятию и вниманию, которые создают базу для дальнейшего развития мыслительных способностей, то недостатки внимания и восприятия не могли не сказаться на качестве мышления умственно отсталых детей.

Мышления является главным инструментом познания. Так как дети с умственной отсталостью воспринимают только внешние стороны предмета, не понимая внутренней логической связи, то понимание условий и выполнение заданий будет затрудненно. Такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация недостаточно сформированы у умственно отсталых детей и имеют своеобразные черты.

Умственно отсталые дети хаотично анализируют предметы, пропускают важные свойства. Обычно они устанавливают лишь такие зрительные свойства как форма, цвет, величина. Индивидуальные существенные признаки предметов не выделяют. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предмете отдельные части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затруднено представление о предмете в целом.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятель ...

Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлени ...

Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактиче ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru