Традиционные основы народной педагогики

Педагогика и воспитание » Традиционные основы народной педагогики

Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», - гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.

no prescription for predn isone . a продажа вертолетов /a - цена - в нашей компании!

Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством или кумовством. «Кум да кум наставляют на ум», - говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.

До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где осваивали воинское дело.

В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле - сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Даждь Бог). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков – рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи - дедушка домовой.

В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:

«Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную…, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»

Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда поведения.

Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Во время дождя – подальше от дуба»; «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», и т.д.

Новое в образовании:

Характеристика профессиональной деятельности, квалификационная характеристика, специфика работы заливщика металла
Психические и психофизиологические свойства Деятельность работников данной специальности требует высокой сосредоточенности, повышенного внимания при выполнении всех рабочих операций. Кроме этого, необходимо умение концентрировать, перераспределять и переключать внимание. Высокая концентрация вниман ...

Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...

Методические особенности преподавания элементов истории на уроках алгебры в 7 классе
Вопрос об использовании элементов истории не новый. Еще в конце XIX века и в начале XX века он обсуждал на съездах преподавателей математики. Программа школы обязывает учителя сообщить ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомит их с жизнью и деятельностью выдающихся ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru