Впервые различие двух типов мышления, которые лишь наметились в философии ранее, было проведено немецким философом Г.В. Гегелем. Мыслительную деятельность, направленную на расчленение, регистрацию и описание результатов чувствительного опыта он назвал рассудком (эмпирическое мышление). Сущность объектов и внутренних законов их развития раскрывается разумом (теоретическое мышление).
Рассудочное мышление, позволяющее достигнуть определенности в знаниях, ученый считал «наивным образом мышления», воспроизводящим содержание ощущений и созерцания без внутренней рефлексии. Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется диалектическим мышлением, «открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности».
Г.В. Гегель писал: «Это разумное, хотя оно и есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем нечто конкретное, потому, что оно есть не простое, формально единство, а единство различных определений.
Различение Г.В. Гегелем «рассудка» и «разума» положительно оценено Ф. Энгельсом: «Это гегелевское различение, согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл».
Новое в образовании: