Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель начального воспитания вполне соответствовала такому представлению, то в последние годы начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Стало очевидно, что она не может оставаться обособленным звеном. Уже в 40-60 годы в работах М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования и воспитания в начальной школе. Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опёки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и задающего, "ставящего" правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся. Концепция М.А. Данилова определяла наиболее актуальные и сегодня идеи стимулирования внутренних сил личности, организации учебной и внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действия. Однако для достижения этой цели потребовалось усиление влияния традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. Данной проблемой на протяжении многих лет занимаются Е.Н. Степанова, Е.В. Алексеева, И.М. Витковская, которые раскрываю содержание и сущность воспитательной системы в теоретическом и практическом ее понимании.
Возникает необходимость интеграции образования и воспитания с доминирующей функцией последнего, и создания иной новой воспитательной системы, отвечающей новым условиям современного общества.
Требовалась совершенно иная структура управления воспитательным процессом, объединяющая в себя весь процесс социализации ребенка на данном возрастном этапе и к тому же управляемая я, прогнозируемая и понятная всем участникам воспитательного процесса.
Актуальность выбора темы обусловлена многообразием воспитательных систем, а, следовательно, большим разбросом технологии в воспитательном процессе, и одновременно не полностью раскрытой спецификой воспитательной работы именно в младшем школьном звене.
Цель исследования: изучить систему воспитательной системы в образовательном учреждении
Объект исследования: воспитательный процесс в образовательном учреждении.
Предмет исследования: система воспитательной работы в образовательном учреждении с младшими школьниками.
Задачи исследования:
- анализ научно-методической литературы по данному вопросу;
- рассмотреть воспитательную систему как педагогическое явление и понятие;
- изучить теоретико-практические вопросы моделирования воспитательной системы работы с младшими школьниками;
- раскрыть психологические особенности младшего школьника в условиях воспитательного процесса.
- описать воспитательные системы работы с учащимися начального звена.
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.
Новое в образовании:
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей его социальной среды, а именно: регулирование поведения человека на основе определенных нравственных норм обществом — ближайшими соседями, всем селением в целом. Сельской жизнью с древнейших времен (с X—XI вв.) руководила община. Она нен ...
Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...
Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...