Организация воспитательной системы в образовательном учреждении

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Организация воспитательной системы в образовательном учреждении

Страница 1

В образовательном учреждении воспитательная система – основное связующее звено между учителем, родителем и учеником и от ее правильного взаимодействия с данной триадой зависит успешность социализации учащегося. В последние десятилетия, как уже отмечалось, возникают проблемы взаимодействия в системе не только «ученик – ученик» или «ученик – учитель», но самое главное в системе «ученик (ребенок) – родитель», что намного опасней, чем две предыдущие системы взаимоотношении. И дело не в том, что дети стали другие, изменилась сама семья, сама школа, изменились ценностные ориентиры общества, а, следовательно, воспитания в целом. Понятие воспитательной системы, рассматриваемое в теоретической части, уже в своем определении отражает всю глубину поднимаемой проблемы.

Чаще всего реализуются идеи и принципы развивающего обучения, применяются в учебном и воспитательном процессе оригинальная система внутренней дифференциации, используется в учебной и внеклассной деятельности работу творческих мастерских, активно содействуют развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности каждого учащегося. Необходимо заметить, что основу педагогического мастерства составляет целостная постоянно пополняющаяся система знаний о человеке и процессе его развития. Не случайно потребность в более глубоком и детальном познании психолого-педагогических закономерностей формирования личности ребенка является наиболее значимой. Педагогический арсенал ежегодно пополняется новыми идеями, подходами, формами, методами и приемами. В своей практической деятельности педагоги стремятся действовать в соответствии с парадигмой гуманистического личностного ориентированного образования и воспитания.

В последние годы внимание привлекают использование системного подхода в воспитательной деятельности. Что личность ребенка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по-иному строить воспитательную работу с учащимися. И поэтому педагоги направляют свои усилия на моделирование и построение воспитательной системы.

С этой целью сначала педагоги внимательно изучают научно-методическую литературу по вопросам использования системного подхода в педагогической деятельности, затем получают консультации у научно-методических работников и лишь, потом включила в план работы действия классного сообщества по моделированию и созданию воспитательной системы класса.

Например, в деятельности по моделированию воспитательной системы 1 «а» класса можно выделить три основных направления, которые его классный руководитель Татьяна Владимировна в привычной для себя творческой манере назвала следующим образом:

· первое направление - «Давайте познакомимся!» (изучение индивидуальных и групповых характеристик классного сообщества);

· индивидуальных и групповых характеристик классного сообщества);

· второе направление - «Давайте жить дружно и интересно!» (деятельность по сплочению и развитию коллектива класса);

· третье направление - «Давайте помечтаем!» (совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества).

Опишем деятельность классного сообщества по каждому из названных направлений на примере работы классного руководителя средней школы № 20 Павловой Т.В

Направление первое: «Давайте познакомимся!». Создание модели воспитательной системы невозможно без глубокого и детального изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классной общности. Не случайно в плане воспитательной работы Т.В. Павлова предусмотрела значительное количество дел, направленных на познание личности учащихся, на ознакомление их друг с другом, на проявление индивидуальных особенностей учеников и их родителей.

А начались такие дела в первый учебный день, с первого урока, проведенного в форме творческой мастерской «Давайте познакомимся!», в работе которой приняли участие первоклассники и их родители. Выполняя творческие задания, учащиеся 1 «а» класса рассказывали о себе, своих интересах и увлечениях, привлекательных чертах своего характера. Для того чтобы было меньше робости, они работали вначале в малых группах, а затем при поддержке членов команды и родителей рассказывали о себе всему классу. Так непринужденно и увлекательно знакомились учащиеся друг с другом и с первой учительницей, которая, в свою очередь, внимательно наблюдала за учащимися и получала о них важную и полезную информацию.

Эта информация об учениках не являлась для Татьяны Владимировны первоначальной, ведь еще в конце прошедшего учебного года она познакомилась с результатами работы медико-психолого-педагогической комиссии по исследованию готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Здесь содержались данные о каждом ребенке: а) состояние здоровья; б) развитие речи, мышления, памяти; в) характерологические особенности; г) сформированность умения планировать и контролировать свои действия; д) связность и грамматический строй речи. Медицинское обследование показало, что из 25 дошкольников только 9 детей являются абсолютно здоровыми, а остальные имели нарушение осанки (8 человек), сколиоз (1 человек), нарушение зрения (2 человека), гастрит (1 человек), нарушение обмена веществ (6 человек). Все будущие ее воспитанники справились с заданиями на способность делать умозаключения и осуществлять саморегуляцию простейших учебных действий, поэтому и пыли зачислены в класс повышенного уровня обучения. В собеседовании с логопедом выяснилось, что у некоторых детей слабый словарный запас и недостаточно высокий уровень связности речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Анализ учебников
При рассмотрении этой главы мы будем использовать материалы следующих учебников по алгебре 7-9: Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и другие; Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и другие; А. Г. Мордкович; С. М. Никольский, М. К. Потапов и другие; К. С. Муравин, Г. К. Муравин. Анали ...

Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскры ...

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru