Общая характеристика учебной деятельности в вузе

Педагогика и воспитание » Особенности учебного процесса в высшей школе » Общая характеристика учебной деятельности в вузе

Страница 1

Предмет какой-либо деятельности – это то, на что направлена данная деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Учебная деятельность в вузе направлена на формирование у студентов научного мировоззрения, системы современных профессиональных знаний, развитие творческих способностей. Эти задачи решаются в процессе обучения.

Учение обуславливается и направляется содержанием образования, обучающей и формирующей деятельностью преподавателей и предусматривает самостоятельную работу студента. Содержание обучения включает в себя виде деятельности, освоение которых предусматривается соответствующей специальностью, и знания, на которых эти виды деятельности основаны.

Уровень образования специалиста, окончившего вуз, определяются степенью овладения фундаментальных и профилирующих наук, развития познавательных способностей и освоения различных видов профессиональной деятельности.

Обучение в вузе имеет свою специфику и в значительной мере отличается от школьного. Основными особенностями вузовского обучения являются следующие:

Изучение науки и ее развития. Студент знакомится с научными проблемами, задачами и способами их решения. Происходит овладение процессом формирования научных знаний и методов.

Приобретение научных знаний и практического опыта имеет профессиональную направленность.

Происходит совмещение научного и учебного процессов. Учебно-познавательная деятельность студентов протекает совместно с исследовательской деятельностью.

Учение в вузе является сложным процессом и требует мобилизации внимания, воли, сосредоточенности, самоорганизации, активности, сознательности, высокой работоспособности, рационального распределения времени на учебу и отдых.

Успех учебной деятельности в вузе зависит от ряда факторов, ведущее место среди которых занимают:

мотивы – причины, побуждающие к учению;

познавательные потребности и интересы;

установки – психологический настрой или готовность к деятельности;

волевые качества.

Учебная деятельность в вузе складывается из различных видов и форм учебной деятельности. В основе учебной работы лежат теоретические и практические занятия, взаимосвязанные между собой.

Учебный процесс включает в себя следующие элементы:

лекции;

лабораторные занятия;

семинарскиезанятия;

учебная практика;

производственная практика.

Среди многочисленных форм учебной работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).

Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже. Просеминар – это ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития. Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики: 1. Методика «Несущест ...

Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...

Играя пальчиками, развиваем речь
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспита ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru