Для общеразвивающих упражнений характерно, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью.
В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:
упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища;
упражнения для мышц ног.
Для использования в разных видах работы с детьми общеразвивающие упражнения принято группировать по принципу комплекса.
Комплекс – это подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц.
Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурной образовательной деятельности, в отличие от утренней гимнастики, должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения предстоящих основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.
Исходное положение – это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависит дифференцировка нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.
В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения:
для туловища – стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);
для ног – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая – сзади), скрёстная стойка (одна нога перед другой);
для рук (по отношению к туловищу) – руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плесам, перед грудью, на голове, за головой).
Варьируя исходные положения можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением.
Новое в образовании:
Проведение формирующего эксперимента для подростков с нормальным ходом
психического развития
Группе учащихся, в которой проводились две деловых игры, должны были ответить на следующие вопросы: как оценить в процентах ваш вклад?; какую часть всей задачи вы берете на себя?; на какие составляющие вы поделите общую задачу?; и какую часть общей задачи, вы возьмете на себя? Отвечая на вопросы ка ...
Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактиче ...
Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования
Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка. Мышление представляет собой процессы по ...