Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Страница 2

Систематическое обучение школьников по традиционным программам, с одной стороны, формирует у них эмпирические представления и понятия о различных сферах действительности, с другой стороны, культивирует эмпирическое мышление. А оно и появляется у человека вне школы, и в определенной степени может развиваться вне школьного обучения, которое лишь оформляет его. Таким образом, традиционное обучение не формирует основы какого-либо другого типа мышления, кроме эмпирического. Теоретическое сознание и мышление формируется стихийно, не в полной мере и далеко не у всех школьников. И если это происходит, то часто вопреки многим положениям принятой дидактики и методики, между нормативами которых и реальной практикой отдельных учителей существует множество расхождений.

В настоящее время сложилось представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только нашей планеты, но и Вселенной в целом. Возникшее в начале 20 века представление о биосфере «позволяет увидеть жизнь как сплошной, непрерывный во времени и пространстве поток, в котором беспрестанно преобразуется вещество, энергия и информация… Формой существования и эволюции этого непрерывного потока являются дискретные, ограниченные во времени и пространстве, выделенные из окружающей среды образования – отдельные организмы» (В.И. Вернадский, 1985). Все это – постоянное движение, взаимосвязи между отдельными элементами, образующими живые системы разных уровней организации, – невозможно раскрыть на уровне эмпирических знаний.

Поэтому уже с первых лет обучения биологии целесообразно вводить на доступном уровне основные биологические понятия (эволюционные, экологические, цитологические), которые в дальнейшем от класса к классу будут расширяться, углубляться конкретизироваться новыми примерами.

При этом теоретические понятия, закономерности, ведущие идеи должны использоваться для интеграции фактических знаний, для установления связей между разделами курса, преодоления его фрагментарности.

Биология – наука о жизни. И основой теоретического курса школьной биологии, отвечающего уровню и логике современной науки, должно быть научное понимание жизни, закономерностей ее проявления и развития. Одним из центральных комплексов теоретических представлений в ней является эволюционная теория, которая занимает центральное место в огромном и многообразном здании современной биологии. Она позволяет рассматривать живую природу в динамике, во взаимосвязи ее элементов и в связи с абиотической средой.

Эволюция… основное условие, которому должны подчиняться отныне все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными.

Пьер Тейяр де Шарден.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...

Понятие логическая грамотность
Логика (от греч. "наука о правильном мышлении", "искусство рассуждения") - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке ...

Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru