В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
Проблемное;
Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.
Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который бы был лишен недостатков. Выбор какого-либо вида обучения практически всегда зависит от требований к конкретному школьному предмету.
На данный момент в преподавании биологии закреплено содержание и методы, которые соответствуют объяснительно-иллюстративному виду обучения. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.
Селевко Г.К. выделил преимущества и недостатки этого вида обучения:
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения; |
Шаблонное построение, однообразие; |
Упорядоченная, логическая правильная подача учебного материала; |
Нерациональное распределение времени урока; |
Организационная четкость; |
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя |
Учащиеся изолируются от общения друг с другом; |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. |
Отсутствие самостоятельности |
Пассивность или видимость активности учащихся; | |
Слабая речевая деятельность; | |
Слабая обратная связь; | |
Усредненный подход; | |
Отсутствие индивидуального обучения |
Современная наука стремится от описания явлений перейти к раскрытию сущности, как внутренней взаимосвязи явлений. С 19 века наука задается вопросом «почему биологические объекты различны по внешним признакам, что позволяет им изменяться?» Однако, устоявшееся содержание в преподавании биологии, на данный момент, соответствует содержанию описательной науки. В 18 веке К. Линней создал классификацию и разделил биологические объекты на группы по внешним признакам. Именно эту систему учителя предлагают детям как «призму», через которую они могут смотреть на окружающий мир. Отсюда вытекают некоторые противоречия в образовании:
Противоречие между объемом информации и средствами ее освоения. Количество информации перегружает ребенка, т.к. используется неадекватная система.
Невозможность научить ребят решать нестандартные задачи, поскольку классическая модель образования основывается на примерах.
Программы традиционной школы построены в соответствии с требованиями формально-логических представлений о человеческом мышлении. Учебный материал в этих программах расположен так, что при его усвоении мысль учащихся двигается от наблюдения за многими частными проявлениями какого-либо объекта к выделению в них некоторых одинаковых, сходных или общих элементов, которые обозначаются словом, т.е. «общее знание» усваивается как результат сравнения частных явлений. Мысль учащихся двигается от «частного к общему». Учебные программы, обеспечивающие в процессе усвоения знаний именно такое движение мысли, представляют собой каталог, классификацию знаний.
Новое в образовании:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...
Общая характеристика учебной деятельности в вузе
Предмет какой-либо деятельности – это то, на что направлена данная деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ...