Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Страница 1

В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);

Проблемное;

Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.

Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который бы был лишен недостатков. Выбор какого-либо вида обучения практически всегда зависит от требований к конкретному школьному предмету.

На данный момент в преподавании биологии закреплено содержание и методы, которые соответствуют объяснительно-иллюстративному виду обучения. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.

Селевко Г.К. выделил преимущества и недостатки этого вида обучения:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения;

Шаблонное построение, однообразие;

Упорядоченная, логическая правильная подача учебного материала;

Нерациональное распределение времени урока;

Организационная четкость;

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания;

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Учащиеся изолируются от общения друг с другом;

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся;

Слабая речевая деятельность;

Слабая обратная связь;

Усредненный подход;

Отсутствие индивидуального обучения

Современная наука стремится от описания явлений перейти к раскрытию сущности, как внутренней взаимосвязи явлений. С 19 века наука задается вопросом «почему биологические объекты различны по внешним признакам, что позволяет им изменяться?» Однако, устоявшееся содержание в преподавании биологии, на данный момент, соответствует содержанию описательной науки. В 18 веке К. Линней создал классификацию и разделил биологические объекты на группы по внешним признакам. Именно эту систему учителя предлагают детям как «призму», через которую они могут смотреть на окружающий мир. Отсюда вытекают некоторые противоречия в образовании:

Противоречие между объемом информации и средствами ее освоения. Количество информации перегружает ребенка, т.к. используется неадекватная система.

Невозможность научить ребят решать нестандартные задачи, поскольку классическая модель образования основывается на примерах.

Программы традиционной школы построены в соответствии с требованиями формально-логических представлений о человеческом мышлении. Учебный материал в этих программах расположен так, что при его усвоении мысль учащихся двигается от наблюдения за многими частными проявлениями какого-либо объекта к выделению в них некоторых одинаковых, сходных или общих элементов, которые обозначаются словом, т.е. «общее знание» усваивается как результат сравнения частных явлений. Мысль учащихся двигается от «частного к общему». Учебные программы, обеспечивающие в процессе усвоения знаний именно такое движение мысли, представляют собой каталог, классификацию знаний.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...

Логическая линия в школьных образовательных программах
Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru