Виды декоративно – прикладного искусства

Страница 1

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.

Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Т. Маврина, глубоко понимающая народное искусство, очень метко и образно оценила значение «оживки» в Городецкой росписи: «Самое интересное в этой живописи – ее завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье жемчугом» Некоторые изделия так и называются – «жемчужными»

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Методика введения понятий: функции, аргумента, области определения
Не смотря на чрезвычайно большой объем, широту и сложность понятия функции, его простейший вариант дается уже в средних классах школы. Это понятие в дальнейшем играет важную роль, являясь базовым понятием в изучении алгебры и начал анализа. Начиная с 7 класса средней школы идет постепенное изучение ...

Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи. Охра ...

Мероприятия по формированию положительных взаимоотношений
На формирующем этапе ставились следующие задачи: 1. Воспитывать дружеские отношения между детьми через совместную деятельность. 2. Вовлечь в совместную деятельность «отверженных» и «непринятых» детей. 3. Развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru