Игрушка русского Севера

В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торжественно.

Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.

Из славянской мифологии с ее земледельческим культом коня и солнца эти образы перешли в народное искусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встречаются часто.

Нижегородская «топорщина»

Она очень разнообразна по форме и содержанию. Среди них встречаются коники, каталки, меленки. Праздничный выезд отражает существенную черту быта нижегородского купечества, его ухарский дух, конечно, в рамках скульптурного лубка, каким является городецкая игрушка.

Нижегородский конь и сегодня сохранил некоторые сказочно-мифологические элементы, например, на его шее изображают лучистую звезду, символизирующую языческое солнечное божество. Цвет в нижегородской игрушке слит с формой.

Знакомые персонажи – птицу, конька, женские фигуры – можно встретить в поволжской и подмосковной игрушке, но они сильно отличаются от образов северных игрушек. В них больше красочности, праздничности, игрушечности и декоративности. Совсем иное восприятие жизни, новые художественные задачи определили облик и содержание деревянной игрушки центральной и южной областей России.

Полхов-Майданские тарарушки.

Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.

Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Художники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пейзажи. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки. Стиль росписи, контрастной по цвету, пышной и яркой, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.

Искусство тарарушечников отличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.

Новое в образовании:

Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьника
С развитием информационно-коммуникативных технологий в системе образования все больше используется опыт, накопленный сетевыми сообществами в обучении и приобщении учителей и школьников к участию в жизни таких сообществ, существующих на базе сетевых центров науки, искусства, здравоохранения, професс ...

Система упражнений
На основе анализа учебников мы предлагаем систему упражнений для успешного овладения учащимися умений преобразований графиков функций. 3.1 Симметрия относительно оси абсцисс №1. Постройте в одной системе координат графики заданных функций и сделайте выводы о взаимном расположении построенных график ...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, вк ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru