Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 1

Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических условий, ни из семантических, хотя и зависит от них.

П.А. Лекант указывает, что однородные члены предложения являются наиболее регулярной и активной разновидностью сочиненных компонентов.

Большинством ученых признается, что однородными могут быть любые члены предложения:

подлежащие: Взрослые и дети с одинаковым удовольствием смотрели этот фильм (Аст.);

сказуемые: Ольга вымыла полы в кухне и комнате, приубралась и села на табурете (Плат.);

определения: Весь луг был покрыт желтыми, синими, белыми, красными цветами (И. Т.);

дополнения: Отцу и сыну эта обстановка казалась слишком богатой (Плат.);

обстоятельства: Александр Васильевич принял мое назначение в бригаду спокойно и равнодушно (Плат.).

Трудную историю имеет вопрос об однородных сказуемых. Многие лингвисты склонны были рассматривать такие предложения как слитные. Однородные члены предложения как результат слияния двух и более предложений понимали Н.И. Грач, Ф.И. Буслаев. О слитных предложениях пишет А.М. Пешковский, хотя указывает, что исторически этот термин не оправдывается, так как процесс слияния доказать нельзя. Рассмотрев подробно союзы, которые встречаются в "слитных предложениях" с однородными членами, а также указав на близость этих предложений к сочетаниям предложений в составе сложного, А.М. Пешковский приходит к выводу, что термин "слитное", если только отказаться от его исторического понимания, удачно выражает природу этих предложений, действительно среднюю между односоставностью и сложностью. Несколько по иному относился к подобным предложениям Д.Н. Овсяннико-Куликовский: он говорил об одинаковых частях внутри предложения. А.А. Шахматов также не склонен усматривать слияние нескольких предложений в предложении типа: Цезарь пришел, увидел, победил. В дальнейшем такие предложения стали рассматривать как предложения с однородными сказуемыми. Однако мысль о близости предложений с однородными сказуемыми к сложным оказалась плодотворной. Например, предложения с однородными сказуемыми А.М. Мухин рассматривал как сложные предложения.

Также интересны рассуждения Н.Ю. Шведовой по этому поводу. К простым предложениям она относит только те предложения, в которых однородные сказуемые связаны между собой сочинительными союзами, и исключает из их числа предложения, в которых между однородными сказуемыми имеет место связь при помощи союзов подчинительных, типа: Я смирился, хотя и обиделся; Ребенок забыл об уроках, потому что увлекся рисованием.

Разграничение однородности/неоднородности определений также вызывает трудности при постановке знаков препинания.

Признаки

Однородные определения

Неоднородные определения

1. Лексические

1) Характеризует разные предметы по одному признаку (цвету, материалу, размеру и т.д.);

2) синонимы;

3) общее внешнее впечатление;

4) смысловая градация;

5) эпитеты.

1) Определяет предмет (или предметы) с разных сторон.

2. Морфологические

1) Прилагательное одного разряда;

2) прилагательное + причастный оборот.

1) Прилагательные разных разрядов (н-р, кач. +отн.);

2) отн. +отн., но с разными признаками;

3) прил. +одиночное причастие.

3. Синтаксические

1) Постпозиция;

2) союз и (школа);

3) количественный состав;

4) особая интонация.

1) Одно определение относится не к слову, а к словосочетанию;

2) уточнение и пояснение.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки подросткам. В результате они о ...

Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенности русских народных подвижных игр и их воздействие на развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию русских народных подвижных игр. 2. Провести теоретический анализ особен ...

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru