Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.
Для выявления профессиональной направленности учителя начальных классов используем опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя». В опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.
По результатам опросника мы можем выделить 5 параметров личности учителя: общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения. Результаты заносим в таблицу 2.1.
учитель начальный класс психологический
Таблица 2.1 – Профессиональная направленность учителя начальных классов
№ п/п |
Код учителя |
Общительность, (баллы) |
Организованность |
Направленность на предмет |
Интеллигентность |
Мотивация одобрения |
Преобладающий тип |
1 |
01 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
Коммуникатор – организатор |
2 |
02 |
4 |
7 |
4 |
8 |
7 |
Интеллигент – организатор |
3 |
03 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
4 |
04 |
7 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Интеллигент - коммуникатор |
5 |
05 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Интеллигент – предметник |
6 |
06 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
7 |
07 |
7 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Коммуникатор – интеллигент – предметник |
8 |
08 |
7 |
7 |
3 |
9 |
7 |
Интеллигент – коммуникатор – организатор |
9 |
09 |
7 |
5 |
5 |
7 |
5 |
Интеллигент – коммуникатор |
10 |
10 |
6 |
7 |
5 |
7 |
7 |
Интеллигент – организатор |
Средний балл |
5,8 |
5,7 |
4,9 |
7,2 |
6,2 |
Новое в образовании:
Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...
Особенности игровой деятельности детей с умственной
отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...
Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии педагогике
Выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования; Выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов; Публикация статей о методике преподавания в вузе; Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе; ...