Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.
Для выявления профессиональной направленности учителя начальных классов используем опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя». В опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.
По результатам опросника мы можем выделить 5 параметров личности учителя: общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения. Результаты заносим в таблицу 2.1.
учитель начальный класс психологический
Таблица 2.1 – Профессиональная направленность учителя начальных классов
№ п/п |
Код учителя |
Общительность, (баллы) |
Организованность |
Направленность на предмет |
Интеллигентность |
Мотивация одобрения |
Преобладающий тип |
1 |
01 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
Коммуникатор – организатор |
2 |
02 |
4 |
7 |
4 |
8 |
7 |
Интеллигент – организатор |
3 |
03 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
4 |
04 |
7 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Интеллигент - коммуникатор |
5 |
05 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Интеллигент – предметник |
6 |
06 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
7 |
07 |
7 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Коммуникатор – интеллигент – предметник |
8 |
08 |
7 |
7 |
3 |
9 |
7 |
Интеллигент – коммуникатор – организатор |
9 |
09 |
7 |
5 |
5 |
7 |
5 |
Интеллигент – коммуникатор |
10 |
10 |
6 |
7 |
5 |
7 |
7 |
Интеллигент – организатор |
Средний балл |
5,8 |
5,7 |
4,9 |
7,2 |
6,2 |
Новое в образовании:
Процесс воспитания как система
Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в разных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности. Общую психологическую структуру деятельности характеризуют действия и опера ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...
Описание исходного уровня сформированности валеологической грамотности
младших школьников
Первым этапом нашего исследование стало исследование уровня сформированности у детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет) положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена как содержания валеологической грамотности. Первым этапом данного исследования являлось проведение заня ...