Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.
Для выявления профессиональной направленности учителя начальных классов используем опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя». В опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.
По результатам опросника мы можем выделить 5 параметров личности учителя: общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения. Результаты заносим в таблицу 2.1.
учитель начальный класс психологический
Таблица 2.1 – Профессиональная направленность учителя начальных классов
|
№ п/п |
Код учителя |
Общительность, (баллы) |
Организованность |
Направленность на предмет |
Интеллигентность |
Мотивация одобрения |
Преобладающий тип |
|
1 |
01 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
Коммуникатор – организатор |
|
2 |
02 |
4 |
7 |
4 |
8 |
7 |
Интеллигент – организатор |
|
3 |
03 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
|
4 |
04 |
7 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Интеллигент - коммуникатор |
|
5 |
05 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Интеллигент – предметник |
|
6 |
06 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
Интеллигент – предметник |
|
7 |
07 |
7 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Коммуникатор – интеллигент – предметник |
|
8 |
08 |
7 |
7 |
3 |
9 |
7 |
Интеллигент – коммуникатор – организатор |
|
9 |
09 |
7 |
5 |
5 |
7 |
5 |
Интеллигент – коммуникатор |
|
10 |
10 |
6 |
7 |
5 |
7 |
7 |
Интеллигент – организатор |
|
Средний балл |
5,8 |
5,7 |
4,9 |
7,2 |
6,2 | ||
Новое в образовании:
Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников
в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...
Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...
Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...