Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием — усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Нам предоставляется возможность исследовать психологические особенности личности учителя, работающего в начальных классах общеобразовательных школ. С помощью специальных методик определим, какие способности преобладают у учителей, тип профессиональной направленности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, уровень общительности, уровень эмоциональной саморегуляции в деятельности.
Объект исследования: личность учителя начальных классов.
Предмет исследования: психологические особенности личности учителя начальных классов (способности, общение, эмоциональная саморегуляция, стиль педагогической деятельности, профессиональная направленность).
Цель исследования: определить, какие психологические качества личности преобладают у учителей начальных классов.
Гипотеза исследования: у учителей начальных классов хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, обладают высоким творческим потенциалом, интеллигентны, но вместе с тем имеют повышенную эмоциональную чувствительность.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить преобладающие способности учителей.
3. Определить стили педагогической деятельности и профессиональной направленности.
4. Определить уровень эмоциональной устойчивости и общительности.
5. Дать психологическую интерпретацию полученным результатам.
Методы исследования:
Ø Теоретический анализ литературы по теме.
Ø Эмпирические методы (тестирование).
Ø Интерпретационные методы.
Ø Методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.
В исследовании принимали участие учителя начальных классов ГУО «СОШ № 1» и ГУО «СОШ № 2».
Новое в образовании:
Методические рекомендации и план работы в повседневной жизни по
оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития
С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих ...
Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...
Примеры реализации компетентностного подхода
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практич ...