Роль и место групповой работы в учебной деятельности

Страница 2

2. Обучение рефлексии. В традиционном обучении могут ставиться упрощенные задачи анализа проделанной работы.

3. Обучение способам организации. Например, создание группы, постановка целей, смена режима работы, включение в работу группы ресурса каждого ученика. В традиционном подходе групповая работа может использоваться для разделения пространства решения задачи и пространства, где подготавливаются условия для успешного решения задачи.

Цели организации совместной учебной работы:

a) дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие ученики начальной школы вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

b) дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

c) дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

d) дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Подводя итог вышесказанному, видим, что сегодня все чаще учителя сталкиваются с проблемами повышения эффективности обучения. На первый план выступают новые формы работы учителя с детьми. Одна из таких форм – групповая работа позволяет решать многие воспитательные и дидактические задачи. Групповая работа создает оптимальные условия для научения и воспитания личности. Роль учителя в этом сложном познавательном процессе заключается в способности управлять социально-психологическим климатом и социально-психологической атмосферой, которые складываются в процессе групповой работы на уроке. Групповая форма организации работы предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала Опросы учащихся и учителей показали, что при анализе личных взаимоотношений учеников важно установить, и положение ученика в структуре группы, и влияние стиля педагогического общения.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

Методика организации учебного процесса по профессии заливщик металла
Настоящая программа предназначена для подготовки новых рабочих на производстве по профессии заливщик металла. Продолжительность обучения новых рабочих установлена 4 месяца в соответствии с действующим Перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве. Экономический курс является вариативным ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru