Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения.
Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в городе и деревне сложились различные формы быта.
Рассмотрим прежде всего те особенности, которые определили крестьянский быт.
Изба с низкими потолками и таким же дверями — это основной тип жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.) пропускало мало света; печь не имела дымохода.
В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят.
Большое место в помещении занимала глинобитная печь, служившая для отопления, приготовления пищи и для сна. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой — полати, где также спали и хранили вещи. В избе, размером в 16—20 м проходила жизнь семьи, которая могла состоять из 7—8, а часто и из 15—20 человек.
Скученность, тесноту, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, можно было обнаружить во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. В этих условиях почти всю зиму находились дети; неудивительно поэтому, что велика была детская смертность.
Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были просторными и дворы включали разные постройки.
В помещичьих и боярских усадьбах, как правило, большой дом имел парадные комнаты, личные хоромы хозяина, покои его жены и т.п., но в то же время немало имелось помещичьих усадеб, в которых дворянское жилище мало чем отличалось от типичного крестьянского.
В таких условиях проходила жизнь крестьянской семьи, где росли и воспитывались дети.
Новое в образовании:
Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...
Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи. Охра ...
Различные формы конференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образов ...