Состав семьи и взаимоотношения ее членов

Педагогика и воспитание » Традиционные основы народной педагогики » Состав семьи и взаимоотношения ее членов

Страница 1

Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье.

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, потому-то он и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали часто выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства — «всякий дом хозяином держится». Большак собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении семейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим.

Вообще вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно — для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости — мужчины.

Женщины в семье. Распределением домашних работ среди женской части семьи — дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, — руководила таршуха — жена большака, т.е. мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания по делам, контролировала и осуществляла выполнение («выговаривала» в случае нерадивости), но и сама выполняла много работы по хозяйству.

На старших в семье лежали и определенные обязанности религиозного характера: так, большак читал молитвы перед общей едой, большуха, перед тем, как начинали выполнять общие женские работы.

Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права, например хозяйка и многодетные невестки имели большие права при обсуждении общих дел, вели себя свободно. Но они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи. В приниженном положении оказывались молодые невестки. Им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались все домашние работы. Но в то же время старшие в семье старались вводить вчерашнюю девушку в новую роль жены и невестки постепенно. «Молодуха» до рождения первенца могла ходить на хороводы, гулянья, но этих поблажек она лишалась, как только появлялся ребенок. С этого времени она надолго попадала полностью в подчиненное положение.

На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки. Они были более свободными в выборе одежды, причесок. Так, девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой. (В то время как замужняя женщина обязана была покрывать го Платком или носить чепец, кокошник, появление ее простоволосой считалось безнравственным.) Девушек освобождали от многих домашних работ, если в семье были невестки, но они обязательно трудились в поле. Им разрешалось много времени проводить в других деревнях. Все это делалось с целью найти будущего жениха,

Если в семье было две непросватанные девушки, то младшая сестра не должна была проявлять особую активность в гуляньях и хороводах, а если в дом приходили молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы. Младшая должна была ждать своей очереди, пока старшая не выйдет замуж, в случае же если младшую просватали раньше, это считалось позором для семьи.

Почтением, особым уважением была окружена в крестьянской трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания и оно закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) — так в народе определили роли супругов в семейной жизни. Ответственность, заботливость мужа по отношению к жене выразились и в пословице: «Хоть крест с шеи продай, а жену корми». Во многих семьях отец, поддерживая авторитет матери, обращался к ней по имени отчеству, называя «хозяюшкой», «матушкой», «премного любезной и предражайшей», «чести и фамилии хранительницей». Были, конечно, примеры и другого рода, однако давний обычай закрепил уважительные отношения супругов. Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Реализация условий преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...

Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольн ...

Психологические аспекты обучения взрослых на производстве
Особенность профессиональной подготовки рабочих на производстве – взрослом контингенте, с разным уровнем образования и опыте работы. Это трудоспособная часть общества в основном в возрасте от 18 лет и старше, нередко имеющая не только среднее специальное образование, но и высшее, часто имеющая опыт ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru