Эволюционная теория в различных программах по биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Эволюционная теория в различных программах по биологии

Страница 1

Проводником эволюционных идей Ч. Дарвина в содержание школьной биологии был В.В. Половцов (1862 – 1919). Он призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать на только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами и со средой.

После революции в процессе многоплановых поисков нового содержания и новых методов сложилась схема школьных биологических предметов: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, эволюционное учение. В 1939 году вместо учебного предмета «эволюционное учение» был введен новый – «основы дарвинизма», в 1963 году – «общая биология». В первые годы после революции учение Дарвина проходилось в курсе общей биологии, но с 1923 г. в программу был введен отдельный курс. Вопрос о построении этого курса оживленно обсуждался в среде методистов-естественников с начала 20-х годов. Многие из них трудились над тем, чтобы создать учебное руководство по этому курсу. В 1933 году вышел первый учебник по эволюционизму под названием «Основы эволюционного учения», составленный М.М. Беляевым, позднее было напечатано другое руководство по основам дарвинизма. В 1942 году вышла методичка преподавания дарвинизма Д.А. Судовского.

Уже в то время было выдвинуто положение, что преподавание естественных наук в средней школе должно быть проникнуто эволюционизмом: «В самом ближайшем будущем Дарвин войдет в школу и займет свое место.… Но направлять молодые поколения на этот путь должны мы – педагоги. Поэтому задача наша должна состоять не в том, чтобы слепо вернуться к Дарвину и исповедовать его перед нашими учениками как символ веры, а в том, чтобы, опираясь на Дарвина, как на прочный и надежный фундамент, начать возведение нового здания путем творческого синтеза всех новейших приобретений человеческой мысли».

Однако, по итогам проведенной в прошлом году работы по анализу утвержденных программ по биологии, можно сделать вывод, что эволюционизмом до сих пор проникнуты далеко не все программы и учебники. Большинство программ знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, и предполагают блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику, вторая характеризует разнообразие видов живых организмов и особенности их жизнедеятельности, распространения и экологии.

В некоторых программах используется только экологический подход, в них объем экологического содержания увеличивается за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала.

В настоящее время экологизация образования весьма актуальна и привлекательна. Лейтмотив этой концепции следующий: природоохранная деятельность, имеющая своей целью сохранение биосферы – основа устойчивого развития общества. Такая точка зрения чрезвычайно распространена в широких кругах населения. Она по существу утверждает, что если мы научимся не загрязнять окружающую среду промышленными отходами и не разрушать живой мир, то и будущность наша гарантирована. Это заблуждение, чреватое грозными последствиями.

Кто спорит: сохранение биосферы – условие абсолютно необходимое, но недостаточное! Нельзя путать условия необходимые и достаточные!

И самое главное – достаточных условий мы пока не знаем. Их, вероятнее всего, сейчас, в условиях современной технологии и современных цивилизованных норм – современной системы нравов, мы сформулировать просто не в состоянии! Ситуация гораздо серьезнее, чем об этом принято говорить. Мы еще многого не знаем, но одно очевидно – преодоление кризиса чисто технологическими и техническими средствами невозможно! Безотходные технологии необходимы, но их недостаточно для преодоления экологического кризиса.

В настоящее время экологическое направление в биологическом образовании школьников стоит на первом месте, после него идет молекулярно-цитологическое, и лишь за ним – эволюционное направление.

Биологическое образование в школе нуждается в серьезных изменениях. Еще в 1964г. Н.М. Верзилин писал: «Биологию учащиеся не любят потому, что содержание ее описательное, не дающее материала для умозаключений, т.е. пищи для ума». В настоящее время, несмотря на неоднократные усовершенствования программы, положение мало изменилось, поскольку не изменились принципы построения учебного предмета, которые вот уже несколько десятилетий определяют его структуру и методы преподавания.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...

Сущность понятия «компетентность» и «ключевая компетентность»
Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов ...

Интерактивные доски
Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками. Доска это особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преобр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru