Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим

Педагогика и воспитание » Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром » Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим

Страница 1

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим и экспериментальная апробация разработанной комплексной системы с детьми экспериментальной группы.

Так как обучение в детском саду ведется по Программе воспитания и обучения в детском саду, то дети контрольной группы занимались только по этой программе, а детям экспериментальной группы в процессе проведения занятий по этой программе внедряли разработанные нами задания.

Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

2. Ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря в дидактических играх и упражнениях.

Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром.

Комплексная система состоит из 13интегрированных занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати.

Особое место в комплексной системе мы уделили дидактически играм и упражнениям, т.к. дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированные и разнообразные, сложное само содержание.

Иногда, детям трудно объяснить слова, которых нет в окружении ребенка. Поэтому мы прибегали к методу показа кинофильмов, диафильмов и компьютерных презентаций. Был организован показ презентаций на тему «Профессии», «Птицы», «Транспорт», «Еда», «Правила поведения» (диск прилагается). Все презентации вызвали огромный интерес у детей. Все презентации сопровождаются веселыми детскими песенками и загадками. Ответы на которые дают дети. По желанию родителей данные презентации были размножены для просмотра дома совместно с родителями.

В настоящее время издается огромное количество познавательных журналов, таких как «Твои веселые зверята», «Мурзилка», «Животные нашей планеты», «Звери» и т.д. В свободное от занятий время мы с детьми знакомились с материалами журналов. Дети узнал об образе жизни некоторых животных, которых нет в нашей полосе. Например, об образе жизни пингвинов, львов, об таких экзотических животных как игуана, коала и т.д.

Т.к. наш детский сад находится рядом с воинской частью, и большинство пап детей служат в ней. Мы организовали экскурсию в воинскую часть, и дети поближе познакомились с профессией военного, узнали о почетной обязанности служить в армии.

Дети, принимавшие участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.

Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции при выполнении условий игры, невнимательностью.

В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.

Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.

На начальных занятиях некоторые дети в силу особенностей своего характера иногда баловались, громко кричали, слабо реагировали на замечания. Позже дети привыкли к регулярным занятиям, сами просили поиграть с ними еще.

В целом было замечено, что дети экспериментальной группы делились полученным опытом с детьми контрольной группы в процессе самостоятельной деятельности. Дети экспериментальной группы делились полученными впечатлениями с детьми, которые не приняли участие в эксперименте. При рассказе о прочитанном или увиденном испытуемые в своей речи использовали вновь услышанные слова, тем самым закрепляли их в своем словаре.

Стоит отметить тот факт, что при употреблении нового слова дети из контрольной группы просили объяснить ребенка из экспериментальной группы значение данного слова и дошкольники с удовольствием выполняли просьбу.

Так как работа на формирующем этапе эксперимента велась только с экспериментальной группой исследования, мы рекомендовали воспитателям после опытно-экспериментальной работы, провести такие же мероприятия с оставшимися в группе детьми.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной ...

Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в воспри ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru