Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром

Педагогика и воспитание » Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей 5-6 лет.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом работа по ознакомлению с окружающим миром будет влиять на развитие словаря детей 5-6 лет.

Объектом исследования является процесс развития словаря ребенка 5-6 лет.

Предмет исследования составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром.

Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.

Цель: выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет развивать словарь ребенка.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

2. Определить содержание словарной работы в детском саду.

3. Определить содержание работы по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 лет.

4. Разработать и экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В соответствии с гипотезой и целью исследования его методологию в значительной степени определили идеи российских лингвистов, психологов, педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста, в особенности формирования и развития словаря, освещенные в трудах: П.Ф. Бехтерева, Каптерева, Павлова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, Ю.С. Ляховской и других.

Новое в образовании:

Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...

Виды и структура идентичности
Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял: 1. Эго-идентичность; 2. позитивную идентичность; 3. негативную идентичность. De Levita различает следующие формы и ...

Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второ ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru