Научная гипотеза в педагогике и её постановка

Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает предмет своего исследования. В основе выбора предмета исследования лежит не только личная заинтересованность исследователя, но и глубокое знание его содержания и противоречий. В обычной педагогической практике проблему исследования педагогу позволяет сформулировать его собственный педагогический опыт, а также осмысление разнообразного опыта деятельности других преподавателей.

Вторым этапом педагогического исследования является выдвижение гипотезы. На этом этапе мы остановимся более подробно. Само слово гипотеза происходит от греческого «hypothesis» – основание, предположение. Педагогика обращается к философии за объяснением общенаучного и общефилософского содержания этого понятия.

Гипотеза, с точки зрения философии, – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даёт отрицательный результат.

Необходимым является обращение ещё к одной науке за объяснением других граней понятия гипотезы, к науке психологии. В психологии гипотеза понимается как компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Чем более противоречивый характер и творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нём занимает гипотеза. По мнению Е.П. Рапацевича, для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и проверка на истинность гипотезы являются единственной формой решения.

Общенаучные, общефилософские и психологические основания находят своё преломление в педагогической науке и в методологии педагогических исследований. Гипотеза в педагогике понимается, как основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных педагогических процессов и явлений.

Гипотеза выдвигается после исследования особенных черт некоторых явлений, изучения определённых обстоятельств и условий их протекания. Научная мысль облекается в форму своеобразного умозаключения. В процессе построения и применении педагогических гипотез необходимо учитывать определённые условия. В настоящее время учёные выделяют следующие условия для правильного построения и правильного применения педагогической гипотезы:

1. Гипотеза должна иметь достаточное обоснование, а также быть внутренне непротиворечивой.

2. Исследователь не должен допускать противоречия между гипотетическими и уже установленными положениями.

3. Процесс научно-педагогического познания необходимо строить так, чтобы гипотезы использовались наряду с иными формами научного познания.

Приведём небольшой практический пример о выявлении проблемы и построении на этой основе педагогической гипотезы. Например, в педагогике является общепризнанным, что в процессе обучения ребёнок развивается. Однако на практике довольно часто приходится наблюдать, что дети от класса к классу становятся всё менее активными в учении, проявляют к знаниям всё меньший интерес. Почему это происходит? В этом и будет заключаться проблема педагогического исследования. На следующем этапе необходимо сформулировать гипотезу исследования. В данном конкретном примере в качестве гипотезы можно выдвинуть следующую: творческие способности детей тормозятся большим объёмом знаний, который зачастую неоправданно увеличен, и который учащиеся должны усвоить. Однако гипотеза может быть и другой: творческие способности учащихся развиваются слабо и учебная активность падает потому, что в процессе обучения не используются методы, которые могут способствовать творческому развитию учащихся.

Новое в образовании:

Методика изучения линейной, квадратной и кубической функции в VII классе
Большинство изучаемых в школьной математике функций образует классы, обладающие общностью аналитического способа задания функции из него, сходными особенностями графиков, областей применения. Освоение индивидуально заданной функции происходит в сопоставлении черт, специфических для неё, с общим пре ...

Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...

Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте
Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте на наиболее полно раскрыты в книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста». В данном учебном пособии представлены теоретические основы и современные технологии р ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru