Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося (студента), которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития обучающихся (студентов).
Однако необходимо подчеркнуть, что система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся (студентов) является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития. Приоритетные направления работы связаны с определенными периодами профессионального обучения. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими не только личностное, но и профессиональное развитие обучающихся (студентов). Работа по сопровождению проводится систематически в рамках деятельности психологической службы учреждения профессионального образования и разворачивается по следующим направлениям:
1 направление – адаптация первокурсников. Как отмечает Безюлёва Г.В. усилия педагогических работников, направленные на обеспечение профессиональной адаптации учащихся и студентов, в основном носят эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование норм профессиональной деятельности и поведения, как правило, не рассматривается в качестве целей профессионального обучения и воспитания.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников.
Задачи:
выявление уровня актуального психологического развития обучающихся (студентов);
оценка уровня мотивации к выбору данной профессии и потенциальных способностей;
формирование устойчивой мотивации учебной деятельности;
содействие социально-психологической адаптации в новом коллективе;
сплочение коллектива учебной группы.
Содержание работы: психологическая диагностика; социологические опросы;
проведение часов общения в группах; консультации для классных руководителей и кураторов первокурсников на тему: «Психологические особенности подросткового и/или юношеского возраста», «Социально-психологическая дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; выступления на педагогическом совете и родительских собраниях по проблеме. Консультативная работа, которая может проводится как после диагностики, так и по запросу, и направлена на решение вопросов в индивидуальном плане. Данный вид работы на данном этапе направлен на создание оптимального взаимодействия в системе преподаватель – обучающийся (студент).
2 направление – жизненное самоопределение.
Цель: формирование продуктивного стиля жизни.
Задачи:
отслеживание уровня эмоциональной комфортности в профессиональном обучении;
создание условий для более полного раскрытия индивидуально-психологических возможностей каждого обучающегося (студента) при реализации программы подготовки к профессиональной деятельности;
Новое в образовании:
Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволяе ...
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Процесс и основные результаты
опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем
нравственных ценностей у
старшеклассников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось: изучить со ...