Процесс воспитания как система

Страница 3

Многие воспитательные системы данному этапу уделяли мало внимания, надеясь, что воспитанники со временем и сами поймут, что, для чего и почему следует делать. Главное — приступить к действию, то есть формировать необходимое поведение. Чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с помощью телесных наказаний) быстро исправит состояние. Отечественная школа 20-80 лет, напротив, допускала гиперболизацию данного этапа, предоставляла преимущество словесным методам воспитания, на вред следующим этапам, которые требуют действия.

Вторым этапом воспитания является формирование обращения учеников к нормам и правилам поведения, которое предлагается. Важно, чтобы ученик не просто понимал и осмысливал то, что ему рассказывают, показывают или просят сделать, а выявлял при этом чувство. В частности, если ему объясняют, как важно быть добрым, чутким и внимательным к людям, он должен почувствовать и чувство сожаления, и соболезнования к тем, о ком рассказывает учитель, о ком нужно заботиться. Абстрактное понятие чести становится понятным, доступным, когда ученика спрашивают о том, как бы он отреагировал, если бы, например, была поражена честь его любимой девушки, сестры. Чувство патриотизма легче пробудить, если направить внимание ученика на реальные изменения, которые происходят в его семье, родном селе, городе. Следовательно, лишь заостряя чувство и опираясь на них, воспитатели могут подвести ученика к действию.

Третьим этапом является формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов — это этап восприятия, усвоения и превращения усвоенных норм в личное достояние. Это потенциальная готовность к действию. Убеждение — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Убеждение связано с действием. Убеждения человека оказываются в ее труде, отношении к труду, своим обязанностям, в ее отношениях с людьми, в разных поступках, действиях и тому подобное. Формирование убеждений является сложным процессом. Совсем не каждое усвоенное понятие или правильно сформированное представление переходит в убеждение. Наиболее надежным путем формирования убеждений является организация опыта правильного поведения, создания ситуаций, которые требуют проявления позиции в действия, тренировки с целью осуществления правильных действий.

Четвертым, главным этапом воспитательного процесса является формирование общей направленности личности в процессе разнообразных видов деятельности. Тренировка в деятельности, многократные повторения обеспечивают формирование навыков и привычек поведения, которое отвечает сформированным убеждениям, то есть производятся привычки такого поведения, которое становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности. Чем больший вес в структуре воспитательного процесса приобретает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше становится эффективность воспитания.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Формирование мировоззрения
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в ...

Методика применения дидактических в преподавании истории
С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была ...

Педагогические подходы к реализации программы профессиональной подготовки заливщиков металла
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процесс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru