Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Содержание воспитания - это то, что выплывает из богатства общественно-исторического опыта, стоимостей культуры и используется для потребностей воспитательного процесса, то есть это система ценностей мировой и национальной культуры, которую ученики должны усвоить, сберечь и развить в соответствии с поставленной целью и заданиями воспитания.
Содержание работы педагога заключается в поисковые совместно с воспитанниками лучших образцов культуры; организации разных видов совместной деятельности (познавательной, общественно полезной, трудовой, художественной, декоративно-прикладной, правовой, экологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и др.), которая включает каждого ученика в активное взаимодействие с современной культурой.
В процессе совместной деятельности и общения стоимости культуры познаются, осваиваются, усваиваются и присваиваются личностью. Да, учась, ученик познает, открывает изучает истину; работая, он хранит, совершенствует, рисуя, - приобретает умение рисовать; выявляя милосердие, - становится милосердным, занимаясь физической культурой, - крепит и совершенствует свое тело, перебарывая трудности, становится мужественным и тому подобное. Деятельность позволяет проникнуть в глубину процесса, явления, образа, оценить их значение из позиций человеческой жизни, наполнить собственную жизнь достижениями культуры. Интеллектуальное, трудовое, моральное, эстетичное, физическое развитие всегда является новообразованием в личностной структуре, которое появляется в процессе активной деятельности личности, что направлена на конкретный объект: книгу, учебно-опытный участок, школьное поле, рисунок, здоровье, национальное богатство.
В процессе взаимодействия с действительностью у ребенка появляется возможность осознавать себя в окружающей реальности. Но эта возможность является потенциальной. Для того, чтобы она стала актуальной, необходимая помощь воспитателя в осмыслении и среды, и деятельности, и себя как "я", что владеет внутренним автономным миром.
Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, свойственных отдельному человеку, которые заложены природой или приобретены ею в индивидуальном опыте. Особенными могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонов, способностей и другое. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Новое в образовании:
Образовательный проект "Образование без обучения" повышения
квалификации педагогов ДО и общеобразовательных учреждений
"Образование взрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и пр ...
Реализация системы упражнений при работе над
однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...
Этапы деятельности социального педагога в специализированных учреждениях
Целью данных учреждений является – создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом. Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимо ...