Причины неудач в организации групповой работы младших школьников и их устранение

Страница 1

Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках групповую работу, поначалу сталкиваются с многочисленными проблемами. Неудачная работа учебных групп в большинстве случаев связана либо с нежеланием, либо с неумением школьников работать вместе. Их необходимо обучить навыкам совместной работы. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать совместную работу преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности. Совокупность этих приемов обычно называют «техники строительства группы».

Типичные трудности при организации групповой работы школьников:

• группа в целом . слишком шумная;

• отвлекается от учебной задачи;

• не может определить своих целей;

• порождает конфликты;

• увязает в задаче, не может двинуться вперед;

• учащиеся часто говорят одновременно, не слушают друг друга;

• не пытаются помочь;

• не обращаются за помощью;

• не благодарят друг друга, не уважают чужого мнения.

Отдельные школьники:

· выполняют в группе всю работу;

· уклоняются от работы в группе;

· чувствуют себя неуверенно и отказываются от работы;

· пытаются командовать и проявляют враждебность.

Проведение различных процедур «знакомства», разработка групповой символики позволяют преодолеть начальное сопротивление. В ходе работы у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе, работать внутри своей группы.

Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент.

Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание школьников работать вместе.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то, что все участники группы готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения совместной работы. Если сильный ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». И хотя его напарники искренне хотят включить его в работу, им вряд ли это удастся, если они не знают, как это сделать. Групповую работу разрушает попытка «отличника» подсказать готовый ответ остальным. Такой отличник не знает правила: «Непрошеная подсказка злит товарищей; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам».

У него отсутствует умение помогать. Ученики редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, так как ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования. Проблем, возникающих при групповой работе, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, не знакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на практике), поэтому их необходимо изучать. Ниже перечислены умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.

Недостающие умения:

· контролировать силу голоса;

· контролировать процесс решения задачи;

· принимать и модифицировать план работы;

· разрешать конфликты;

· проводить «мозговую атаку», подбадривать;

· одобрять;

· помогать;

· уметь слушать друг друга;

· задавать вопросы;

· активно слушать;

· обращаться за разрешением;

· благодарить;

· резюмировать чужие высказывания;

· уравнивать участие членов группы.

Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях.

Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике.

Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...

Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...

Фрагмент календарно-тематического плана занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
Календарный план может составляться на курс, семестр – как удобнее преподавателю. Единой строго-обязательной формы не существует, поэтому педагог может выбирать ту, которая удобнее лично для него. Фрагмент календарно-тематического плана по дисциплине «КиПАТТ» представлен в таблице 2. Таблица 2. Фра ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru