Социально–педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности

Кризис, вызванный современными радикальными изменениями в политике, экономике и социальной сфере России, породил деструктивные процессы в обществе.

Одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию ее государственности, в настоящее время является сверхвысокое потребление алкоголя. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. Алкоголь в России является, согласно расчетам экспертов, причиной, по разным данным, от 550 тысяч до 700 тысяч смертей в год, или примерно четверти от их общего количества. [13,С.281]

Проблема алкоголизма в современной России вызывает особую озабоченность не только из-за катастрофического числа людей злоупотребляющих алкоголем, но и из-за темпов, которыми алкоголизация охватывает все большее и большее число людей. (Т.А. Шилова стр. 3)

В последние годы в России отмечен резкий рост потребления алкоголя, что сказывается не только на здоровье нации и молодого поколения, но и на экономике России в целом. Отмечено снижение внимания общества к негативным последствиям злоупотребления психоактивными веществами, недостаточно эффективны профилактические мероприятия, растет нелегальный оборот алкоголя.

Злоупотребление психоактивными веществами ведет к аддиктивному, антисоциальному поведению, деградации личности, ухудшению здоровья и генофонда нации. (Казанский педагогический журнал 3’ 2009)

Проблемой алкоголизации детей и подростков занимались видные медики и публицисты, социологи и педагоги, психологи и биологи. Среди них следует указать медиков: П.И. Сидорова, Ф.Г. Углова, Г.М. Энтина, И.В. Стрельчука, И.Д. Муратову и других; публицистов: С.Н. Шевердина, И.П. Дудочкина, Н.П.Машовца; социологов: В.Н. Лужбина, И.А. Красноносова; педагогов: И.А. Невского, Д.В. Колесова; психологов В.Я. Ольшанского и В.С. Братуся; биолога Г.А. Шичко и многих других. Вопросам истории антиалкогольного воспитания в России посвящено большое количество работ, вышедших как до Октябрьской революции, так и годы Советской власти. В наши дни вопросам антиалкогольного воспитания посвящены работы исследователей: И.В. Виноградова, Е.И. Лотовой, А.В. Павлучкова, Л.К. Фортовой, Х.И. Идельчик, А.А. Константинова, А.Л. Афанасьева и других. Антиалкогольная проблема по своему положению – проблема комплексная, затрагивающая вопросы экономики, политики, медицины, педагогики, социологии, права и др., поэтому и решать ее нужно комплексно, учитывая все особенности. Отсюда следует, что работа современной школы по формированию позитивных знаний и убеждений, то есть по формированию антиалкогольного сознания и поведения, готовности к трезвому образу жизни у школьников, является основной частью решения этой проблемы.

Исследователи Барон Р.А., Мирдоч Д, Паркер Р.Н. показали, что алкоголь играет важную роль в совершении жестоких преступлений: «… доза алкоголя, превышающая ничтожное его количество, способствует повышению агрессивного поведения». ( Казанский педагогический журнал 3’ 2009)

Реальная ситуация в отношении аддиктивного поведения у подростков, сложившаяся сегодня в России, и острая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость обновления и профилактической помощи, где основной упор делается на методологию формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребностей в здоровом образе жизни и личном развитии.

На совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно – нравственного развития и гражданского образования молодежи» Д. А. Медведев отметил: «Профилактика пагубных привычек и популяризация здорового образа жизни – это та работа, которой должны заниматься все силы в обществе, причем заниматься не формально, а заниматься по существу».

Предмет исследования: Социально – педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности.

Цель: На основании изучения социально – педагогической литературы выявить эффективные формы работы по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности.

Задачи:

1. Выявить особенности социально – педагогической деятельности в условиях сельской местности.

2. Раскрыть психолого – педагогические особенности старших подростков склонных к употреблению алкоголя.

3. Обосновать эффективность форм и методов социально – педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

4. Определить критерии эффективности социально – педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

5. Разработать программу социально – педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

6. На основе опытно – экспериментальной работы разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: профилактическая деятельность социального педагога, направленная на антиалкогольное воспитание детей и подростков будет осуществляться эффективно при условии ее системности.

Практическая значимость выпускного квалификационного исследования состоит в том, что информация, представленная в работе, может быть использована социальным педагогом и классными руководителями для организации профилактической работы с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков, поскольку в квалификационном исследовании предложены некоторые рекомендации для повышения эффективности социальной работы с данной категорией подростков.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, объяснение, разъяснение, анализ.

Особенности социально – педагогической деятельности в условиях сельской местности по организации работы с подростками с алкогольной зависимостью

Особая роль в данном направлении, по праву, отводится социальному педагогу. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивные меры различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении.

Функции социального педагога:

Образовательно – воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение взрослых, воздействие педагогической деятельности социальных институтов микрорайона, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможностей самой личности как активного объекта воспитательного процесса.

Диагностическая. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально – бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Организаторская. Организация общественно – ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально – педагогической помощи воспитания и развития реализации планов, проектов и программ.

Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально – педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально – педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.

Организационно – коммуникативная. Включение добровольных помощников населения микрорайона в социально – педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми и семьями.

Охранно – защитная. Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально – компенсаторная. Разработка и реализация комплексных мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно – семейных обстоятельств.

Посредническая. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

Профиль социально – педагогической деятельности определяется регионально – этническими особенностями, потребностями конкретного социума города, района, села, а так же личностными и профессиональными возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными в современных социальных условиях являются педагоги, специализирующиеся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Так же могут быть выделены, например, социальные педагоги – организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально – педагогической деятельности интегрированы в лице социального педагога, который является, по сути, профессиональным проводником социальной политики.

Главной направленностью социально – педагогической деятельности с детьми и подростками является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков подрастающего поколения. Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, творить, созидать.

Целевой ориентацией социально – педагогической деятельности является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме.

В сложных социально – экономических условиях, которые характеризуют современное состояние российского общества, актуализируется проблема алкоголизации в подростковой среде, а так же в обществе в целом.

Будучи актуальной и важной для любого социума, эта проблема особенно остро стоит сегодня в сельской местности, где за последние годы в социальной и духовно – нравственной сфере резко снизились все качественные параметры жизни людей. Находясь на грани выживания, сельские жители связывают свои надежды с учреждениями социальной сферы и, прежде всего – с системой образования, которая при ликвидации многих других социокультурных объектов, сохраняет свое влияние на жизнь села.

В реализации стратегии устойчивого развития села немаловажное значение принадлежит представителям профессии социальный педагог, которые обладают необходимым минимумом социально – педагогических знаний и умений именно в области общения, взаимоотношений с людьми, семьями, группами людей.

Теоретико – методологические аспекты социальной педагогики, обоснование его фундаментальной роли в процессе становления в России социальной работы как профессии нашли отражение в исследованиях последних лет С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьева, В.И. Загвязинского, В.А. Никитина, В.А. Сластенина и многих других.

Большой интерес представляют работы Н.И. Анисимова, А.Б. Фомина, А.И. Остроухова, Н.Ф. Шинкаренко, Л.А. Романина и др., выполненные в последние годы и обосновывающие те или иные конкретные модели, варианты социально – педагогической работы с различными группами людей в разном социуме.

Для нашего исследования особую значимость имеют работы, создавшие предпосылки социально – педагогической теории как основы становления и развития социально – педагогической деятельности, в том числе и в сельской местности: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.

В ужасающем положении находятся современная деревня – исторический очаг народной духовности, хранительница великих ценностей любви к земле, к природе, уважение к труду, к обычаям предков, истории Отечества.

Сегодня подрастает поколение детей, родившихся в сложные перестроечные времена 90 – х годов, когда произошло резкое падение жизненного уровня большинства семей. Главной задачей родителей в эти сложные времена, было – выжить любым способом. На общение с детьми не оставалось времени. Государство в эти сложные времена тоже устранилось от воспитания детей – закрылись детские сады, пионерские лагеря, многие учителя были вынуждены искать другую работу. Дети были предоставлены сами себе и улице.

В общеобразовательных учреждениях Забайкальского края на внутришкольном учете состоят 5739 учащихся, употребляющих алкоголь. Об этом было заявлено на заседании краевого Совета по противодействию пьянству и алкоголизму.

По словам специалистов, это 3,8% от общего числа учащихся. При этом только 70% школьников, злоупотребляющих спиртными напитками, воспитываются в неблагополучных семьях. Остальные несовершеннолетние проводит в школах лекции, беседы, круглые столы, ток – шоу, диспуты о вреде спиртного проживают в нормальных условиях.

Глобальный характер проблемы алкоголизма требует тщательного анализа исторического опыта в нашей стране. Без знания прошлого, трудно ориентироваться в настоящем, невозможно заглянуть в будущее. Анализ истории антиалкоголизма, в том числе и в школьной среде, важен для правильного решения теоритических и практических задач в области антиалкогольного воспитания и противоалкогольной пропаганды.

В последнее десятилетие для России злоупотребление алкоголем в подростковой среде переросли в глобальную проблему, представляющую собой серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Работа социального педагога в условиях сельской местности осложняется рядом причин, которые характерны для села.

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей с раннего возраста.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и подросток испытывает дефицит общения. В подростковом возрасте — со всей остротой встает проблема школьной и общей социальной адаптации.

Тяжелое материальное положение, безработица, снижение нравственных устоев общества ведут к ослаблению роли семьи, порождают в подростковой среде чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне, утрату интересов к знаниям и труду.

Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. Сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источник доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства.

Незанятость подростков – одна из основных предпосылок алкогольной зависимости. Основными причинами такому положению послужили: нерадивость родителей, уклоняющихся от воспитания, обучения, содержания.

Следующей, не менее важной причиной усугубления социально – педагогической деятельности на селе является отдаленность от культурных центров и отсутствие системы дополнительного образования.

Система работы сельской школы по развитию личности подростка напрямую зависит от ее местоположения и социально – экономических условий жизни населения. География Забайкальского края такова, что юго – восточная часть территории значительно удалена от краевого центра. Так, например, учащимся из Приаргунского района, для того чтобы посетить музеи, театры г. Читы, необходимо затратить девять часов на дорогу.

Таким образом, чем ближе сельская школа к районному центру или городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции подростков в социальную и культурную жизнь общества, успешнее решается проблема ее кадрового обеспечения, теснее профессиональные контакты социального педагога школы со специалистами различных профилей, свободнее доступ к новейшей информации, культурным объектам. В отдаленном населенном пункте возможности школы и учителя снижаются, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся.

Природа не терпит пустоты, и каждый педагог знает: для того, чтобы запрет сработал, у подростка должна быть альтернатива. Если алкогольная зависимость у старших подростков рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей. (Журнал) Но сельская местность не располагает всеми доступными средствами для осуществления разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает Дом культуры и школа. Дом культуры предоставляет танцевальные и художественные кружки, школа – спортивные секции и кружки по интересам. И хотя кружковая работа в школе планируется исходя из желаний и интересов подростков, стоит отметить, что она осуществляется на непрофессиональном уровне. Проблема села в том, что люди, работающие с подростками и организующие досуг в большей степени предпенсионного или пенсионного возраста, которым трудно ходить с ребятами в походы, качественно проводить секции и занятия. Молодые специалисты, которые бы активно организовывали разносторонний, полноценный досуг подростков в село не едут в виду отсутствия перспектив. В сельской местности проживает немало талантливых подростков, но недостаточно учреждений, которые бы способствовали реализации их способностей, увлечений и интересов.

Численность населения Забайкальского края неуклонно снижается за счет оттока населения и низкой рождаемости. Численность сельского населения так же катастрофически убывает за счет миграции населения в города. Школа же на селе продолжает существовать, но изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в социально - педагогической деятельности. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально – экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориентированны на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамическим изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности школы потребностям изменившегося социума стало особо очевидным.

Новое в образовании:

Структура и виды дидактических игр
Попыток классифицировать игры немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр специально под этот материал. В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. Такой подход явно не охватывает все богатств ...

Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
Методологическими ориентирами в построении концептуальной модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Эти подходы использовались в д ...

Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется. Психология ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru