В лучших образовательных играх человеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение, а создатели игр стараются продумывать и выверять игровую драматургию, заведомо учитывая эти чувства. Природа «игрового интереса» ещё очень мало изучена. Ю.В. Геронимус выделяет такие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
удовольствие от контактов с партнёрами по игре;
удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока.
Видно, что игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды.
Размышляя о природе игры, сторонники биологической обусловленности игры считают, что здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых разных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры.
Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой, но общие формы остаются неизменными.
В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет (по Д.Б. Эльконину, например, при игре в «дочки-матери», в войну и др.), что обеспечивает трансляцию определённого элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида уже имеющаяся форма социальных отношений наполняется (дополняется) содержанием.
Особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.
Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Попытки обучать творчеству всегда вызывают интерес и уже этим привлекают общественное внимание. Однако до сих пор сторонники новых подходов в педагогике развития, в частности с помощью игровых методов, утверждая, что происходит обучение творчеству. В отличие от многих других способов подталкивания, «обучения» индивидуальному творчеству, игры открывают мир – создают образовательную среду сотворчества. Необходимо не только «узнать – вместе», «понимать – вместе», но и «действовать – вместе».
Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Новое в образовании:
Народная игрушка и игры детей
Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор — искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др. Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчеств ...
Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...
Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...