Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП

Страница 1

Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и трудоспособности.

В отличие от взрослых, у значительной части детей потребность в реабилитации возникает с первых дней или недель их жизни и продолжается до достижения взрослого возраста. Возникшие внутриутробно или в раннем постнатальном периоде дефекты нарушают ход онтогенетического развития ребенка. Поэтому процесс преодоления дефектов у детей гораздо более длительный и сложный, чем просто восстановление функций, нарушенных болезнью. Он включает в себя как меры воздействия на первичный дефект, так и меры воздействия на вторичные нарушения дизонтогенетического характера, а также целенаправленное активное формирование биологических предпосылок, необходимых для первичного приспособления ребенка к социальной среде. У ребенка в этом процессе сложно, а порой и невозможно, выделить отдельные этапы, так как они являются звеньями единого процесса, осуществляемого параллельно в одно и то же время в течение всего периода онтогенетического развития ребенка.

Реабилитация - система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

У детей, больных ДЦП, часто имеющих гестационную незрелость, наблюдается незрелость структур и функций мозга в целом, нарушение этапов их созревания. Отмечается также структурная незрелость перивентрикулярного белого вещества и его сосудистой системы. Незрелость мозга и перивентрикулярной области (ПВО) определяют особую ранимость, повышенную чувствительность ПВО к гипоксии с развитием перивентрикулярной лейкомаляции. Однако в то же время эта незрелость структур и тканей мозга, процессуальность течения болезни предоставляет возможность восстановления сосудистых и клеточных нарушений при раннем начале адекватной восстановительной терапии.

Важное место в этом процессе занимают реабилитационные службы детских амбулаторно-поликлинических учреждений. Процесс первичного приспособления ребенка с ДЦП с врожденными нарушениями, ограничивающими его жизнедеятельность и влекущими дезадаптацию к социальной среде, правильнее называть не реабилитацией, а абилитацией.

В словаре терминов по реабилитации абилитация трактуется как комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма, способностей индивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта с целью успешности социальной интеграции. Точкой приложения как абилитационных, так и реабилитационных воздействий являются не проявления заболеваний, а их последствия. Комплексная абилитация и реабилитация строится на основе изучения результатов медико-физиологических и психологических показателей состояния ребенка (антропометрия, показатели физического развития, биологической зрелости, уровня интеллектуального развития и т.д.), а также интегральной оценки реабилитационного потенциала.

Успешность абилитации и реабилитации детей с ДЦП в большой степени зависит от ранних сроков начала лечения, от непрерывности комплексной реабилитации, направленной на нормализацию патогенетических механизмов развития болезни, восстановление двигательных, речевых и психических функций.

В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения, абилитации и реабилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад, школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Реабилитационные мероприятия при ДЦП направлены на коррекцию двигательного дефекта, формирование повседневной независимости пациента в плане ухода за собой, улучшение двигательной активности и адаптацию при передвижении, улучшение возможностей общения, социальное и эмоциональное развитие, образование и обучение, адаптацию при нарушении глотания, жевания, коррекцию мотивационных нарушений.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...

Положительное отношение к здоровью и само понимание этого феномена
Для проверки выдвинутой гипотезы (с июня по август включительно) в 2008 году было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10 учащихся из разных городов Архангельской области и медицинский с педагогическим персоналы Вельского детского туберкулезного санатория «Глинница». Дети ...

Определение уровня коммуникабельности педагога
Под общением мы будем понимать взаимодействие людей как субъектов и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека). Общение — сложный многоплано ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru