Этапы деятельности социального педагога в специализированных учреждениях

Педагогика и воспитание » Работа социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми » Этапы деятельности социального педагога в специализированных учреждениях

Страница 1

Целью данных учреждений является – создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.

Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социального педагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованную среду.

1. Вводный этап. Он может длиться от трех дней до трех месяцев.

Цель этапа – частичное включение ребенка в социально организованную среду.

На этом этапе, эффективное взаимодействие осложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:

– трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками;

– отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым;

– негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.

На вводном этапе ребенок является основным субъектом деятельности, поэтому взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться. Предъявление к ребенку жестких требований в данном случае недопустимо. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чем педагогу.

В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения).

На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами.

2. Начальный этап. Длительность этапа от месяца до года.

Цель этапа – адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности.

К особенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этом этапе, относятся:

– настороженность к педагогу со стороны детей,

– отсутствие опыта полноценного, положительного общения со взрослыми,

– низкий уровень социального интеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать им.

На этом этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить поддерживающий характер. Потому что возможно, за много лет, ребенок вновь оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины

На начальном, этапе, субъектом деятельности, в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства является либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл социально-педагогического взаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

В работе социального педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы – предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов («Права и обязанности подростка», «Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.

На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Анализ работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития
Таблица 9. Анализ полученных результатов учащихся 2б класса по методике «Несуществующее животное» № п/п Имя учащегося Уровень творческого воображения 1 2 3 1. Тима М. 1 2. Игорь П. 1 3. Даяна Б. 2 4. Виталик С. 1 5. Дима Я. 1 6. Артем К. 1 Анализ результатов: 83,3% учащихся имеют I уровень; 16,6% у ...

Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились еще в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические представления о красоте, музыке, воспитании. В этот период эстетические идеи были свя ...

Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru