Представители почти всех направлений в зарубежной психологии, так или иначе, пытались объяснить, реализуя, естественно, при этом свои общие теоретические концепции (психоанализ 3. Фрейда, структурная теория К. Коффки, динамическая теория личности К. Левина, теория эгоцентризма Ж. Пиаже). Если и не все представители этих различных направлений делали попытки создать целостную теорию детской игры, но все так или иначе пытались интерпретировать её основные симптомы.
Уже в конце 19 века, еще до появления работ К. Гросса, при описании детской игры психологи обращали особое внимание на работу детского воображения или фантазии.
У Дж. Селли /1901г./ уже введены две основные особенное та той формы игры, которая называется ролевой и занимает господствующее положение в дошкольном возрасте, Это, во-первых, преобразование ребенком себя и окружающих предметов и переход в воображаемый мир и, во-вторых, глубокая поглощенность созданием этого вымысла и жизнью в нем.
Это два феномена детской игры - деятельность фантазии и поглощенность вымыслом - подчеркивались и выделялись многими психологами, и вокруг их объяснения сосредотачивалось внимание теоретиков игра.
В. Штерн видит объяснение перехода в воображаемый мир и связанной с ним иллюзии действительности в том, что "маленький ребенок, который в своей беспомощности всюду натыкается на препятствия, который так и зависит от взрослых в своей реальной действительности, может, конечно, испытывать глухое чувство этого давления и освобождается от него посредством бегства в мир фантазий, где он сам господин и повелитель" даже творец и созидатель.
Но чем сильнее иллюзия, с какою он погружается это созданное им самим призрачное существование, тем Сильнее чувство освобождения и тем больше радость.
В высказываниях В. Штерна содержится своеобразная концепция причин возникновения игры и механизмов ее осуществления. Теснота мира, в котором живет ребенок, и переживаемое им чувство давления - причина тенденции к отходу от этого мира, причина возникновения игры; фантазия и связанное с ней переживание иллюзии - механизм ее осуществления. В. Штерн проходит мимо, им же самим высказываемой мысли о том, что ребенок вводит свою игру деятельность взрослых людей и связанные с этой деятельностью предметы. Следовательно, именно этот мир взрослых и является для ребенка привлекательны.
Таким образом возникает альтернатива в объяснении игры: игра или реакция на тесноту мира, в котором живет ребенок, или воспроизведение деятельности взрослых, привлекательны для ребенка.
Некоторые авторы, например К. Бюлер, возражали против приписывания игре серьезной иллюзорности.
Представление о том, что игра есть проявление живости и беззаботности фантазии, достигающей в раннем возрасте довольно высокого уровня развития, типично для функциональной психологии особенностей. Если принять эти взгляды, то оказывается что такая наиболее сложная способность, как воображение, которую сами эти авторы считали специфически человеческой, возникает и развивается значительно раньше других относительно более элементарных способностей.
Взгляды, согласно которым воображение достигает у детей высокого уровня развития, критиковал Л.С. Выготский: "Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения".
Новое в образовании:
Результаты опроса по проектированию инновационных процессов в системе ВПО
В данном параграфе мы представляем результаты педагогического эксперимента, в котором проводился мониторинг проектирования в образовательном процессе вузов России инновационных процессов. Анкета № 1 для преподавателей по организации образовательного процесса в вузе приведена в приложении 1. Опрашив ...
Организация информационно-безопасного образовательного
процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, вк ...
Педагогические подходы к реализации программы профессиональной подготовки
заливщиков металла
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процесс ...