Сущность игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление у детей. Усваивая или уточняя в игре тот или иной материал, дети наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по тем или иным признакам, упражняют память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связанно рассказывать, описывать предметы, называть его действия и качества, проявляют сообразительность, находчивость.
Так же игра способствует и художественному воспитанию -совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии яркой передачи образа. Развитие способности к воображению позволяет ребенку хорошо представлять то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом непосредственного созерцания. Воображение помогает ребенку слушать и представлять услышанное.
Не менее важное место занимает игра в развитии личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности. В руках взрослых она становится инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу и самодеятельность создавать атмосферу свободы творческой раскрепощенности в коллективе и условия для саморазвития.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. "Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоедливым".
Именно здесь они приобретают основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, юс отношение к окружающему.
В игре среди сверстников потребность в познании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его начинаниях и достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки.
"В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка воля к победе".
Игра - деятельность, основанная на подражании. В игре дети подражают правильным и морально ценным поступкам людей, они усваивают опыт поведения" соответствующий требованиям общественной морали.
Высокую оценку игре дают и сами дети. По мнению детей, игра - это: "радость, отдых, интерес". И ощущение печали, если что-то не ладится", " . это интересное и веселое занятие, радостное настроение". Принято считать, что, чем старше возраст, тем менее привлекает игра. Но это не всегда так. Учащиеся восьмых-десятых классов дают высокую оценку игре. Вот наиболее типичные и интересные высказывания: "Игра - это самое интересное, что придумано человеком"; "Игра - это фантазия ума, проверка ловкости, смекалки. Человек, который не играет, не имеет воображения"; "Игра - это интересное занятие, в котором раскрываются способности человека, чувства. "Игра - это почти жизнь, только преувеличенная в лучшую сторону". Дети участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы.
Новое в образовании:
Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку
психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...
Анализ работы по развитию творческого воображения в изобразительной
деятельности у детей с задержкой психического развития
Таблица 9. Анализ полученных результатов учащихся 2б класса по методике «Несуществующее животное» № п/п Имя учащегося Уровень творческого воображения 1 2 3 1. Тима М. 1 2. Игорь П. 1 3. Даяна Б. 2 4. Виталик С. 1 5. Дима Я. 1 6. Артем К. 1 Анализ результатов: 83,3% учащихся имеют I уровень; 16,6% у ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...