Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Страница 2

В.С. Библер выделяет особенности мысленно проводимого эксперимента:

Предмет познания мысленно переносится в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью.

Данный предмет становится объектом последующих мысленных преобразований.

В данном эксперименте формируется та система мысленных связей, в которую помещается данный предмет.

Отмеченные выше особенности мысленного эксперимента составляют базу теоретического мышления. Содержанием теоретического мышления является область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему.

Теоретическое сознание и мышление, во-первых, реализуется в наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-дискурсивной форме, во-вторых, оно представлено в науке и искусстве, в нравственности и праве, в третьих, суть его состоит в разумном отношении человека к действительности, в разумном решении им как отвлеченных, так и жизненно-практических задач. Но не всяких задач, а таких, решение которых требует от человека (в том числе, естественно, и от школьника) умения разводить внешнее и внутреннее, являющееся и существенное. Известно, что внешние проявления вещи не похожи на ее внутреннюю суть, здесь могут быть противоречия.

Разрешить противоречия, как известно, способно лишь диалектическое сознание и мышление. Поэтому то, что принято называть теоретическим мышлением, вместе с тем является диалектическим мышлением. Теоретическое сознание направляет внимание человека на осмысление его собственных познавательных действий, на рассмотрение самого знания. На философском языке это называется рефлексией.

Диалектическое мышление необходимо формировать у школьников на всех ступенях образования. От этого зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете, развитие их личности.

Современному российскому образованию крайне необходимы разработка и реализация учебных программ, которые опираются на диалектическое понимание мышления. Именно такое обучение имеет развивающий характер. А ориентация на развивающий характер обучения является одной из главных задач модернизации образования.

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач - нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. К числу основных, современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:

ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки - людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Таким образом, происходящая сейчас в нашей стране перестройка образования должна осуществляться на основе нового педагогического мышления и реализовываться путем использования новых программ, создаваемых на основе новой педагогической психологии.

При создании новых программ следует учитывать достижения психологии, дидактики, методики обучения и школьной практики. Так, по мнению В.В.Давыдова, повышение удельного веса теоретических знаний в обучении будет способствовать формированию у школьников научно-теоретического мышления, главного инструмента познания. Однако в настоящее время в обучении недостаточно учитываются особенности мышления учащихся 11-13 лет, для которых наряду с интересом к фактам характерен высокий уровень обобщения и абстрагирования, стремления аргументировать свое мнение, делать вывод, синтезировать знания.

В средних классах учащиеся должны овладеть системой научных понятий, научиться рассуждать в теоретическом плане. Новообразование в развитии мышления подростка заключается в новом подходе к анализу интеллектуальных задач, в появлении потребности предварительного мысленного их решения. Подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, гипотезы, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в его познавательной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поиск путей формирования этой новой системы выводит на традиционный дидактический вопрос, – как учить – который в свою очередь выводит на категорию методов обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...

Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...

План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» в 3 классе
Цели и задачи: формировать умение реализовывать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях; совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных эстафет; прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Инвентарь: 3 скакалки, 3 тенни ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru