Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Страница 2

В.С. Библер выделяет особенности мысленно проводимого эксперимента:

Предмет познания мысленно переносится в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью.

Данный предмет становится объектом последующих мысленных преобразований.

В данном эксперименте формируется та система мысленных связей, в которую помещается данный предмет.

Отмеченные выше особенности мысленного эксперимента составляют базу теоретического мышления. Содержанием теоретического мышления является область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему.

Теоретическое сознание и мышление, во-первых, реализуется в наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-дискурсивной форме, во-вторых, оно представлено в науке и искусстве, в нравственности и праве, в третьих, суть его состоит в разумном отношении человека к действительности, в разумном решении им как отвлеченных, так и жизненно-практических задач. Но не всяких задач, а таких, решение которых требует от человека (в том числе, естественно, и от школьника) умения разводить внешнее и внутреннее, являющееся и существенное. Известно, что внешние проявления вещи не похожи на ее внутреннюю суть, здесь могут быть противоречия.

Разрешить противоречия, как известно, способно лишь диалектическое сознание и мышление. Поэтому то, что принято называть теоретическим мышлением, вместе с тем является диалектическим мышлением. Теоретическое сознание направляет внимание человека на осмысление его собственных познавательных действий, на рассмотрение самого знания. На философском языке это называется рефлексией.

Диалектическое мышление необходимо формировать у школьников на всех ступенях образования. От этого зависит развитие творческих способностей, активности, самостоятельности, т.е. в конечном счете, развитие их личности.

Современному российскому образованию крайне необходимы разработка и реализация учебных программ, которые опираются на диалектическое понимание мышления. Именно такое обучение имеет развивающий характер. А ориентация на развивающий характер обучения является одной из главных задач модернизации образования.

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач - нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. К числу основных, современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:

ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки - людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Таким образом, происходящая сейчас в нашей стране перестройка образования должна осуществляться на основе нового педагогического мышления и реализовываться путем использования новых программ, создаваемых на основе новой педагогической психологии.

При создании новых программ следует учитывать достижения психологии, дидактики, методики обучения и школьной практики. Так, по мнению В.В.Давыдова, повышение удельного веса теоретических знаний в обучении будет способствовать формированию у школьников научно-теоретического мышления, главного инструмента познания. Однако в настоящее время в обучении недостаточно учитываются особенности мышления учащихся 11-13 лет, для которых наряду с интересом к фактам характерен высокий уровень обобщения и абстрагирования, стремления аргументировать свое мнение, делать вывод, синтезировать знания.

В средних классах учащиеся должны овладеть системой научных понятий, научиться рассуждать в теоретическом плане. Новообразование в развитии мышления подростка заключается в новом подходе к анализу интеллектуальных задач, в появлении потребности предварительного мысленного их решения. Подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, гипотезы, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в его познавательной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поиск путей формирования этой новой системы выводит на традиционный дидактический вопрос, – как учить – который в свою очередь выводит на категорию методов обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

Комплексная программа работы социального педагога с семьей по педагогическому просвещению
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкет ...

Развитие игровых центров
В стране функционирует система государственных и частных детских и подростковых учреждений. Главное отличие в том, что они имеют несхожие программы, материальные условия и режимы работы. Семейные лагеря пользуются очень большим спросом. Плюс общий культурный уровень. Когда ребенок отдыхает с папой ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru