Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования

Страница 4

В целом можно говорить о пяти дидактических способах организации процесса РО (т.е. общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и два вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Метод монологического изложения. Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации.

Метод рассуждающего изложения. Создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы обобщения.

Метод диалогического изложения. Представляет диалог учителя с учениками. Учитель решает проблему с помощью учащихся, которые активно участвуют в выдвижении предположений, и доказательства гипотез.

Метод эвристических заданий Открытие нового закона, правила и т.п. совершается самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Форма реализации – сочетание эвристической беседы и решение проблемных задач.

5. Метод исследовательских заданий. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действий. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, конструирование и моделирование.

Содержание РО дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.). РО осуществляется как целенаправленная учебная деятельность (УД), в которой ребенок сознательно ставит и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать УД можно с помощью различных методов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания и др.

Проблемное изложение знаний. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Метод учебных задач. Термин «учебная задача» в широком понимании – это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения. Учебная задача в системе РО похожа на проблемную ситуацию. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Решить задачу теоретически – значит решить ее не только для частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает, как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Отношение объекта (всеобщее) как бы «заслоняется» многими частными признаками, что затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и в «чистом» виде. Поэтому школьники, преобразовывая и переконструируя учебную модель, получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового, без «затенения» привходящими обстоятельствами. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции - некоторого всеобщего отношения. Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом.

Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета в соответствии с системой РО строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии. На периферии это представление конкретизируется частными представлениями и тем самым превращается в научно- теоретическое понятие.

Такое структурирование учебного материала принципиально отличается от применяемого в традиционном обучении линейного способа, когда обучение идет от рассмотрения частных факторов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения. Общее представление, которое возникает на завершающей ступени, не помогает учащимся в изучении частных представлений и понятий, и уже не может быть развито, обогащено, т.к. появляется в конце цикла обучения.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое в образовании:

Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...

Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...

Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru