Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 1

В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

В зависимости от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть занятия - задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья - игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала.

Упражнения, которые предлагаются детям как часть занятий по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра "Ветерок" (дети дуют на тонкие полоски бумаги). Подобные упражнения и игры надо стремиться увязывать с основной частью занятия. В младшей подгруппе некоторые задания упрощаются.

Формирование правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [и], воспитатель тем самым подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к точному усвоению и правильному произношению звуков [с] и [з]. Свистящие звуки [с], [з] имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [и]. Это сходство выражается в следующем: при произнесении звуков [и], [с] и [з] губы как бы растянуты в улыбке, зубы сближены и имеют щель в 1 2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука [т], педагог создает благоприятные условия для усвоения звука [ц] и т.д. Сходными по артикуляции являются звонкие и глухие согласные: [с] и [з], [п] и [б], [к] и [г] и др.

При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и простом для детей материале, воспитатель имеет возможность акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего использовать звукоподражания. Знакомя детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так - тикают часы, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

При закреплении звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала воспитатель сначала подбирает слова, которые дети произносят без особого труда (с открытыми слогами или односложные типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Кризис системы образования
С момента обретения независимости каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других продвинувшиеся в проведении рын ...

Содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...

Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru