Возможность формирования теоретического мышления на материале биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Возможность формирования теоретического мышления на материале биологии

Одна из главных целей образования – формирование научного мировоззрения, ядром которого являются взгляды и убеждения, органически связанные с развитой способностью теоретического мышления.

Для рассмотрения возможности формирования теоретического мышления в курсе биологии вновь обратимся к основным принципам и методам РО.

Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Особое значение в технологии РО имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленение существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие. Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и понятий через их сравнение к общему понятию.

Теоретические, содержательные обобщения составляют основу системы теоретических знаний. Это могут быть:

наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, категории;

понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи;

теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Содержательное обобщение – постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Содержательного обобщение используется как понятие высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Это восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала.

РО осуществляется как целенаправленная учебная деятельность (УД), в которой ребенок сознательно ставит и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать УД можно с помощью различных методов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания и др.

Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, как регулирующая основа способов получения значимых результатов.

В системе РО на начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии. В дальнейшем обучении оно конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.

Исходя из перечисленных принципов и методов формирования теоретического мышления в РО и анализа учебного материала школьной биологии, можно сделать вывод, что и в курсе биологи возможно развитие теоретического мышления. Но для этого необходимо выделить некоторые биологические содержательные обобщения, опираясь на которые возможно вывести частные проявления изучаемых объектов.

В данной работе таким теоретическим обобщением является эволюция, которую по праву называют величайшим, фундаментальным обобщением в биологии.

Новое в образовании:

Основные закономерности развития мышления
Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник выраба ...

Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...

Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. На ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru