Примеры реализации компетентностного подхода

Страница 1

В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики.

Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.

Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Оно позволяет проверять гипотезы о факторах, определяющих ситуацию, о важнейших или второстепенных аспектах проблем, об эффективности предлагаемых решений и т.д. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видению причинно-следственных связей, путей развертывания будущего, скрытой динамики и т.д. Фраза «Представьте себе, что….» совершенно незаменима при использовании мысленного экспериментирования.

В методике преподавания информатики этот метод только начинает использоваться, поэтому работы, посвященные его применению в этой области частных дидактик, являются актуальными. Кейс-метод часто лучше всего использовать совместно с деловой игрой, так как он учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игра вырабатывает навыки тактики поведения.

Деловая игра – способ определения оптимального решения задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников. Применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную ситуацию.

Таким образом, деловая игра на основе игрового замысла представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе проведения деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. То есть мы можем говорить о том, что деловая игра является эффективным средством реализации компетентностного подхода в школе. Она в той или иной мере позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции – компетенцию личностного самосовершенствования, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.

Кейс-метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения информатике. Перечислим возможные варианты такого сочетания:

1. деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации;

2. в деловую игру обязательно включена ситуация или даже несколько ситуаций. В процессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описания ситуации, т.е., по сути дела, создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре.

Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на учеников.

Рассмотрим две игры для учащихся 7 классов: «Секретарь» по теме «Свойства информации» и «Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта».

Игра: «Секретарь»

«Директор кондитерской фирмы «Форне» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров предприятий пищевой промышленности на тему «Оценка нашей продукции СМИ». Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией»

Детям нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название.

Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки.

Учащимся раздаётся комплект источников информации. Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации.

Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы.

Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора.

Затем ученик-секретарь защищает решение своей группы.

Игра: «Сбор сведений»

«Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя. Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru