Социально-психологические особенности совместной деятельности дошкольников

Педагогика и воспитание » Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста » Социально-психологические особенности совместной деятельности дошкольников

Страница 1

Совместная деятельность это такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Совместную деятельность следует отличать от деятельности "рядом, но не вместе". Совместная деятельность рассматривается как синоним или форма организации и протекания процесса взаимодействия по отношению к терминам сотрудничество, общение, совместно-распределенная деятельность, при этом каждый термин имеет свою историю развития. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещеряков, рассматривают совокупную деятельность как генетически исходную единицу развития.

В совместной целенаправленной деятельности со сверстниками важный момент - умение ребенка применять определенные способы организации и управления. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

При всем многообразии видов деятельности (игровой, продуктивной. трудовой, учебной), в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:

- мотивы - все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности;

- цели, прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность:

- средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа, с помощью различных психических процессов и являющиеся показателем уровня развития последних.

Мотивы порождают действия путем формирования цели. Цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса:

- осознаваемые - жизненные цели;

- неосознаваемые мотивы деятельности, которые проявляются в сознании в особой форме – эмоциях и личностных смыслах.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность происходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно - отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека.

Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Р. С. Немов. указывает, что деятельность - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

Вопросы совместной деятельности старших дошкольников рассматриваются в работах С. Ахунджаровой. Ф.А. Сохина. Е. И. Тихеевой.

Понятие «совместная деятельность» стало активно разрабатываться начиная с 70-х годов XX века, прежде всего в исследованиях Т. Сергиевой, а также в работах Т.А. Репиной, что было вызвано объективно возникшими потребностями в изменении организации взаимодействия между детьми.

Совместная деятельность детей - это процесс группового достижения целей. Общие знания и представления образуют групповое сознание детского коллектива, которое отражает существенные черты совместной деятельности.

Д. Н. Исаев выделяет следующие отличительные признаки совместной деятельности:

- пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также взаимной перцепции;

- наличие единой цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников;

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Скопинская керамика
Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах. Традиции древнего гончарного промысла отразились в про ...

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. В тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru