Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации и гуманизации российский системы образования, проблема поиска путей наиболее эффективного и гармоничного развития ребенка является приоритетной и находится в центре внимания философии, психологии и педагогики. В этой связи все большее значение придается периоду дошкольного детства и подчеркивается его особая значимость в процессе социализации и становления психики ребенка. Именно в это время, по данным Л.С.Выготского. Л.А.Венгера. А. В. Запорожца. А Н Леонтьева. Д.Б.Эльконина и др. происходит овладение специфическими человеческими формами деятельности, которые в каждом возрастном периоде являются значимыми для психического развития ребенка и позволяют ему перенимать весь накопленный общественный опыт.

Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. А.А.Катаева. Е.А. Стребелева. А. Р. Малер.

Разработка и развитие теории деятельности связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский. С. Л. Рубинштейн. А. Н. Леонтьев. А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин. А.Р. Маллср. Т.П. Сергеева и др.

В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их совместной деятельности.

Совместная для определенной группы детей деятельность предполагает обязательное участие в ней каждого ребенка и наличие его доли труда в совместном продукте. Другими словами, она включает в качестве главных компонентов результат труда и связь участников в процессе труда. Способы организации совместной практической деятельности, которые задают конкретную форму такой связи, могут быть самыми различными. Например, совместная деятельность группы детей (к примеру, при изготовлении аппликации по образцу) может быть организована так, что отдельные части работы приблизительно равной трудности будут выполняться разными детьми, после чего последует их объединение (ребенком или взрослым) в единый продукт. При такой организации деятельности возникающие эмоциональные проявления обнаруживают себя преимущественно в момент соединения отдельных частей в целое.

Задача организации у детей подлинно совместной деятельности не столь проста, как кажется. Нередко здесь имеет место упрощенческий подход, когда детям предлагается работать вместе (строить, лепить, клеить), не раскрывая перед ними, что же означает «вместе».

Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т. п.), которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Это - задача трудная, но очень важная в воспитательном отношении, и на ее решении воспитатель должен сосредоточить свои усилия при организации совместной деятельности детей.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников через совместную деятельность.

Объект исследования - совместная деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования - процесс воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников.

Гипотеза исследования - процесс воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников будет развиваться эффективно при правильной организации совместной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме воспитания положительных взаимоотношений дошкольников со сверстниками.

2. Изучить особенности организации совместной деятельности детей дошкольного возраста.

3. Обосновать и разработать поэтапную педагогическую технологию, обеспечивающую развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками на занятиях.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной педагогической технологии развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии в детском саду.

Методологической основой исследования является теория культурно-исторического развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Экспериментальной базой исследования служит муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка» г.Советский, Тюменской области, ХМАО-Югра.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости использования совместной деятельности в воспитании нравственных черт характера детей.

Практическая значимость исследования заключается в создании и разработке дидактических игр, занятий, литературного материала, которые могут быть применены педагогами-воспитателями ДОУ для обеспечения воспитания у детей положительных взаимоотношений.

Новое в образовании:

Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...

Специфика уроков естествознания
Для многих учителей начальных классов наиболее сложным из всех предметов является природоведение (или естествознание, что одно и то же) - как в плане подготовки к уроку, так и его проведения. Причины могут быть самые разные, но наиболее часто приходится сталкиваться с недооценкой специфики этого пр ...

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом – шишками, листочками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки). Использование предметов прида ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru