Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования

Страница 1

Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Содержание этого понятия различается в зависимости от позиции автора. Так, например, при подходе Л.Л. Федоровой, ядром коммуникативной компетентности является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, реагирующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях:

- коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге;

- социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей.

Собственно «коммуникативный компонент коммуникативной компетентности индивида» представляет собой систему функций языковых средств общения, таких, как: установление и поддержание контакта, передача сообщения, выражение эмоциональных реакций и социальных отношений, личного отношения к собеседнику и предмету разговора путем выбора формы высказывания.

Общение – специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения - в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Качество общения может быть различным. Психологи говорят о зависимом («пристройка снизу»), агрессивном или давящем («пристройка сверху») и уверенном, партнерском («на равных») стилях общения. В обычной жизни мы говорим о последнем как о достойном поведении, достойном ответе. Определение коммуникативной компетентности давали разные авторы, в частности, Томас Гордон определил его как умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма собственной внутренней свободы и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пон6иманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они восприн6имают вас, как относятся к проблеме.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

в) плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

д) пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

открытое – закрытое общение;

монологическое – диалогическое общение;

ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

а) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru