Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной школы 8 вида

Педагогика и воспитание » Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной школы 8 вида

Развитие коммуникативной компетентности занимает одно из важных мест в процессе формирования и развития личности подростка с нарушенным интеллектом. Под руководством родителей, а далее педагогов и психологов подросток приобретает свой жизненный опыт, знания окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В истории педагогики и психологии уделяется немало места о влиянии игры на развитие различных компетентностей. К идеи значимости игры для полноценного воспитания развития личности ребенка обращались в своих трудах В. Шиллер, Г. Спенсер, З. Фрейд, К. Коффка, К. Левин, Ж. Пиаже и др. Педагоги отмечали, что активная деятельность, а именно игра является средством для формирования, развития и коррекции личности ребенка на разных этапах жизнедеятельности.

К сожалению, в литературе нам не встретилось работ по развитию коммуникативной компетентности у детей, имеющих психическое недоразвитие. В связи с вышеизложенным, актуальность исследования определяется важной ролью игры в формировании личности подростков с нарушенным интеллектом, их значимостью в процессе дальнейшей социализации.

Проблема влияния ролевой игры на формирование и развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников с интеллектуальным нарушением изучалась недостаточно. Возникла необходимость ее экспериментального исследования.

Целью исследования является создание условий для развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида с помощью деловой игры.

Объектом исследования являлась коммуникативная компетентность детей с нарушенным интеллектом.

Предметом исследования были выбраны уровень общительности и самоконтроль в общении у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

В основу исследования была положена гипотеза о влиянии ролевой игры на развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

провести анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по коммуникативной компетентности и влиянию ролевой игры на ее развитие;

изучить особенности детей с нарушенным интеллектом.

проследить влияние ролевой игры на развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

выявить условия для успешного развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной коррекционной школы 8 вида.

выявить эффективность коррекционной программы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных данных был использован комплекс исследовательских методов, включающий в себя теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми, психолого-педагогический эксперимент, сравнительный качественный и количественный анализ полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно позволило получить новые психолого-педагогические характеристики развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида с помощью ролевой игры. Особый акцент был сделан на разработку мероприятий, имеющих целью активизировать совместную деятельность подростков с нарушениями интеллекта; выявлена зависимость развития коммуникативной компетентности от условий активной деятельности, в которой обучаются и воспитываются подростки с нарушением интеллекта; так же определены психолого-педагогические условия способствующие развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников специальной (коррекционной) школы 8-го вида. Проведенное исследование открывает новые возможности развития коммуникативной компетентности личностного развития детей с нарушениями интеллекта на основе улучшения межличностных отношений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем научно обоснованы направления психолого-педагогической работы со старшеклассниками специальной (коррекционной) школы 8-го вида. Предложенный подход, экспериментально апробированный на практике, позволил активизировать процесс общения подростков имеющих нарушения интеллекта.

Новое в образовании:

Мероприятия с сотрудниками и персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма
Любой воспитатель или сотрудник ДОУ несет ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, поэтому должен соблюдать ряд правил: 1. При проведении выходов на мероприятия вне помещения ДОУ ответственный воспитатель обязан отвечать за соблюдение правил безопасности детей на улице и в местах досу ...

Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2. Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1. С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической законом ...

Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru