Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов:
Статус ВУЗа как научного и учебного центра,
Готовность ВУЗа к саморазвитию,
Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования,
Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ,
Владение преподавательским составом новыми технологиями,
Уровня профессиональной культуры преподавателей.
Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития ВУЗа.
В современной ВУЗовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста ВУЗа.
Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в ВУЗе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя ВУЗа, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя ВУЗа, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.
В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя ВУЗа, которые включают:
Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
Соотношение теории фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии соединять их соответственными авторскими методиками;
Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.
В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя ВУЗа является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин) .
Преподаватель ВУЗа - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием.
В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом.
Как коллеге, преподавателю ВУЗа свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность ксебе.
Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.
Все блоки личностных характеристик преподавателя ВУЗа выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.
Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя ВУЗа. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.
Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:
Честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга;
Исполнительность в выполнении законов, устава ВУЗа, директив, реализации служебных прав и обязанностей;
Самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;
Инициативность в совершенствовании ВУЗовского обучения и своего профессионального роста;
Новое в образовании:
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...
Опора на принцип наглядности в процессе обучения математики
Процесс обучения опирается на следующие принципы: принцип научности; принцип связи теории с практикой; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип сознательности и активности учащихся; принцип прочности; принцип рационального сочетания коллективны ...
Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической
литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...