Профессиограмма и психограмма

Страница 1

Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов:

Статус ВУЗа как научного и учебного центра,

Готовность ВУЗа к саморазвитию,

Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования,

Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ,

Владение преподавательским составом новыми технологиями,

Уровня профессиональной культуры преподавателей.

Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития ВУЗа.

В современной ВУЗовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста ВУЗа.

Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в ВУЗе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя ВУЗа, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя ВУЗа, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.

В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя ВУЗа, которые включают:

Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;

Соотношение теории фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;

Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии соединять их соответственными авторскими методиками;

Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;

Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя ВУЗа является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин) .

Преподаватель ВУЗа - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием.

В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом.

Как коллеге, преподавателю ВУЗа свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность ксебе.

Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.

Все блоки личностных характеристик преподавателя ВУЗа выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.

Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя ВУЗа. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.

Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:

Честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга;

Исполнительность в выполнении законов, устава ВУЗа, директив, реализации служебных прав и обязанностей;

Самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;

Инициативность в совершенствовании ВУЗовского обучения и своего профессионального роста;

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятель ...

Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru