Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов:
Статус ВУЗа как научного и учебного центра,
Готовность ВУЗа к саморазвитию,
Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования,
Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ,
Владение преподавательским составом новыми технологиями,
Уровня профессиональной культуры преподавателей.
Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития ВУЗа.
В современной ВУЗовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста ВУЗа.
Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в ВУЗе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя ВУЗа, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя ВУЗа, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.
В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя ВУЗа, которые включают:
Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
Соотношение теории фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии соединять их соответственными авторскими методиками;
Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.
В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя ВУЗа является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин) .
Преподаватель ВУЗа - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием.
В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом.
Как коллеге, преподавателю ВУЗа свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность ксебе.
Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.
Все блоки личностных характеристик преподавателя ВУЗа выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.
Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя ВУЗа. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.
Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:
Честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга;
Исполнительность в выполнении законов, устава ВУЗа, директив, реализации служебных прав и обязанностей;
Самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;
Инициативность в совершенствовании ВУЗовского обучения и своего профессионального роста;
Новое в образовании:
Сводный тематический план дисциплины «Конструирование и производство автотракторной
техники»
Содержание и разделы дисциплины указаны в сводном тематическом плане (таблица 1). Сводный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» с разбивкой его по темам и часам. Таблица 1. Сводный тематический план по дисципли ...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим
недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...
Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и
понятие
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. В тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного ...