Психологические особенности детей с нарушениями в развитии

Страница 2

У таких детей мышление имеет наглядно образный характер, ситуационный; обладает рядом своеобразных черт. Так, рассматривая предмет, ребенок замечает мало характеризующих его признаков, бессистемно выделяет главным образом только наглядно воспринимаемые, резко очерченные его части и, как правило, не самые существенные. Дебилы затрудняются, например, на основе предварительного выделения одного признака объединить в одну категорию предметы (тарелку с посудой, стол с мебелью, утку с птицами) и т.д. У ребенка с нарушениями в развитии резко выступает недостаточность процессов сравнения, имеющих огромное значение для развития процессов познания. На самых начальных этапах обучения грамоте дети испытывают затруднения в соотношении буквы и звука, в слиянии звуко-букв в комплексы и, особенно при переходе от техники чтения к пониманию смысла прочитанного. Так же недостаточность мышления выражается при обучении счету, так самые элементарные счетные операции требуют абстракции, а дети без специального обучения способны считать только на конкретном материале. Без особых затруднений осваивают порядковый счет, легко просчитывают заданный им ряд чисел, например 10, 20, 30. Но они с трудом могут понять количественное содержание числа, что приводит к значительным затруднениям в решении примеров на сложение и вычитание, плохо различают математические знаки «плюс» и «минус», путают их как по названию, так и по смыслу связанных с ним действий. Часто не понимает смысла задачи, не соотносит содержание задачи и ее числовые данные с представлениями о реальных предметах и их взаимоотношениях.

Они правильно воспринимают предметы и их изображения, но при установлении системы связей между предметами и явлениями испытывают значительные затруднения. При восприятии сюжетном картины или серии последовательных картинок они могут правильно назвать и перечислить отдельные детали, но не могут выделить существенных особенностей изображения или связать единым сюжетом серию последовательных картинок. Те же особенности выступают у детей и в понимании читаемых ими литературных текстов: они затрудняются установить связь между отдельными частями текста, уловить смысл рассказа, понять мотивы действий персонажа.

Ребенок с нарушениями в развитии отличается от своего нормального сверстника не только характерными затруднениями в обучении, но и особенностями представлений, ориентировки в окружающем мире. У нормального ребенка к началу школьного обучения круг представлений об окружающем все больше расширяется, он способен воспринимать более сложную информацию, устанавливать соответственно своему возрасту зависимость явлений природы, связи и отношения между предметами внешнего мира и т.д. При этом у детей появляются уже знания отвлеченного характера об окружающем мире, чему особенно способствует развитие речи. У ребенка с нарушениями в развитии к этому возрасту отмечается резко обедненный и суженный круг знаний и представлений об окружающей его действительности, слабая ориентировка в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Он часто не знает своего адреса, имен близких родных, не знает, где они работают. Столь же скудны его знания об окружающих предметах и их признаках.

Отличительной чертой таких детей является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к застреваниям; к стереотипности в мышлении и действиях. Так, если он решал задачи на сложение, то при переходе к примерам на вычитание, он продолжает производить действие сложение.

Нарушение мышления у не только определяет особенности их познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. Они не достаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимости от нее. У них несколько снижено критическое отношение к себе и к окружающим. По особенностям своего поведения эти далеко не однородны: они возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированы; другие – более уравновешены, спокойны и дисциплинированы; есть крайне вялые, медлительные, заторможенные. По данным исследований Николая Петровича Вайзмана в области формирования двигательных навыков у школьников с нарушениями в развитии и анализа двигательной сферы у них же, моторика детей с диагнозом олигофрения в степени дебильности, визуально не имеет двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Дети полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками. В письме и в ручном труде нарушений координации движения не наблюдалось. Замедленность движения, Н.П. Вайзман объясняет недостаточностью осмысления задания. Среди таких детей встречаются и так называемые моторно-одаренные дети. «Эти ребята выполняют правильно все двигательные задания, количественные характеристики их двигательной функции не отличались от показателей здоровых детей. Такие школьники преимущественно мальчики, настойчиво просили разрешения поступить спортивные секции. Но, как правило, спустя некоторое время выбывали из секции, прежде всего по причинам психической недостаточности, плохая адаптация в новой обстановке, неспособности выполнять требования тренера и слабости волевых проявлений (например: отказывались от бега на 400 метров, просто сходили с беговой дорожки, отказывались от длительных физических усилий)».

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Структура и виды дидактических игр
Попыток классифицировать игры немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр специально под этот материал. В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. Такой подход явно не охватывает все богатств ...

Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях, средней и высшей призвано решить комплекс задач, связанных с оздоровлением, разносторонним физическим и духовным развитием, обучением физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам, развитием физических качеств. В результате занятий физическим ...

Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru