Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с вредным влиянием окружающей среды. Очень редких случаях известную роль может играть и патологическая наследственность. Это важно отметить т. к. умственная недостаточность, возникшая на более поздних этапах развития ребенка, имеет иные особенности, отличные от того, что характерно для олигофрении. Причины, вызывающие олигофрению, различны. Чаще всего она возникает вследствие разнообразных внешних факторов, неблагоприятно на внутриутробное развитие плода. Сюда относятся некоторые инфекционные заболевания матери во время беременности - тяжелые вирусные гриппы, тиф, краснуха, дистрофии, заражение плода различными паразитами, которые имеются в организме матери (токсоплазмоз, спирохета при сифилисе и др.), а также травматические повреждения плода. Причиной олигофрении могут быть родовые травмы, такие как наложение щипцов, сдавливание головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных, длительных или, наоборот, чрезмерно быстрых, стремительных родах. Олигофрения иногда может возникнуть вследствие, заболевания ребенка на самых ранних этапах его жизни. К этим заболеваниям относятся воспалительные заболевания мозга и его оболочки (миненгиты, менингоэнцефалиты различного происхождения) и травматические поражения центральной нервной системы. В редких случаях олигофрения возникает наследственно - при несовместимости состава крови у матери и ребенка (резус-фактор). Наследственным путем может олигофрения возникнуть при нарушениях белкового обмена в организме (фенилкутунурия) и др., при хромосомных заболеваниях. Одним из видов хромосомных аномалий является, например, болезнь Дауна. Дети с болезнью Дауна характеризуются определенными физическими признаками: диспластичным строением тела, резко укороченными конечностями, малыми размерами черепа, несколько суженными глазными щелями, при наличии как бы третьего века (эпикантус), маленьким вздернутым носом, ярко окрашенными щеками, большим мало подвижным языком, который с трудом умещается в полости рта, резко пониженным мышечным тонусом, ярко выраженными симптомами умственной отсталости и резко бросающаяся в глаза внешнее сходство между всеми этими детьми.
В науке выделяют разные степени выраженности олигофрении. Наиболее тяжелой степенью олигофрении является идиотия, при которой дети не обучаемы. Следующая, также тяжелая форма – имбицильность, при которой дети могут освоить некоторые не сложные виды труда и даже овладеть элементами грамоты. Обе эти категории детей, как правило, направляются в специальные детские учреждения органов социального обеспечения. Но некоторые дети менее резкой формой общего недоразвития, могут обучаться и во вспомогательной школе, в специальном классе.
Третью группу олигофренов по степени умственного недоразвития составляют дети с олигофренией в стадии дебильности, которые способны в более удлиненные сроки (8 лет) овладеть программой начальной массовой школы и получить профессиональную подготовку по несложным видам труда в промышленности и сельскохозяйственном производстве, а так же в сфере бытового обслуживания. Такие дети с самого раннего возраста развиваются иначе, чем их нормальные сверстники. У них, как правило, не доразвиваются сложные произвольные формы движения. Часто они позже начинают ходить, в большинстве случаев, имеет место задержка развития речи. У многих детей к началу обучения в школе, отмечается косноязычная речь и скудный запас слов. Они понимают элементарную речь, обращенную к ним, но более сложные обороты речи не всегда им доступны. Игры таких детей носят стереотипный и примитивный характер. В игре они не всегда могут действовать соответственно взятой на себя роли, так как недостаточно понимают игровую ситуацию в целом. Однако дефект психического развития детей выступают особенно резко в условиях школьного обучения, а не в дошкольном возрасте.
Школьное обучение требует от всякого нормального ребенка сложных видов познавательной деятельности. У него уже должно появится отвлеченное мышление, основанное на элементах абстракции и обобщения. А процесс обобщения и составляет, основную операцию познавательной деятельности.
Новое в образовании:
Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у
учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...
Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...
Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования
детей
Многочисленные наблюдения показывают, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования во многом предопределена его умением на системно-целевой основе ставить и решать многочисленные задачи воспитания и обучения учащихся. Системное видение своей профессиональной ...