Образовательные системы имеют границы, которые задаются ценностными комплексами и ориентацией на определенные социальные ожидания и цели культуры. Проблема заключается в том, что ребенку сложно выразить свои цели, а взрослым – понять его устремления. Без преодоления этой сложности образование при всех благих намерениях уподобляется «прокрустову ложу», безжалостному устройству подгонки индивидуальности под некий стандарт. Дети, столкнувшиеся с педагогической реальностью, любят книги Джоан Ролииг за то, что в описываемой ей школе взрослые понимают устремления и склонности учеников, помогают им остаться разными. Вот почему любовь к ребенку есть первый этический принцип педагогики.
Многообразие жизненных целей личности и способов отбора средств для их достижения упорядочивается в рамках модели «аксиологический квадрат». Содержание всех «сторон квадрата» корреспондируется как с характеристиками типов воспитывающих сред, на основе которых В.А. Ясвин строит упомянутую выше «векторную модель», так и с обозначением осей, фиксирующих направленность образовательной среды. Так, творческая образовательная среда условно обозначена осью «активность / свобода», безмятежная образовательная среда – «пассивность свобода», карьерная образовательная среда – «активность зависимость», а догматическая – «пассивность зависимость».
Отметим три принципиальных момента. Во-первых, сущность названия осей в модели В.А. Ясвипа мы раскрываем следующим образом: активность представляется как осознание собственных целей; пассивность – как содействие целям других; зависимость проявляется в понимании блага и правильной жизни согласно непререкаемым авторитетам; свобода – в праве личного выбора понимать, что есть благо. Во-вторых, на наш взгляд, пассивность и свобода не есть области отрицательных значений активности и зависимости, а следовательно, образовательное пространство является не двухмерным, как в модели В.А. Ясвина, а четырехмерным. В-третьих, мы убеждены, что секторы образовательного пространства, разделяемого этими осями, не имеют одинаковой «площади». Иными словами, не все из приведенных образовательных сред могут удовлетворять потребностям большого числа людей.
Пути к обретению благости жизни в классических этических системах связывались либо с наслаждением, либо с пользой, либо с самосовершенствованием, либо с милосердной любовью. Если принять, что в самом широком смысле образование есть обучение «правильному», и поскольку целью образования является формирование личности в соответствии с принятым в культуре образцом, то открывается возможность рассмотрения в интересующем нас контексте модели Р.Г. Апресяна «этический квадрат».
По его мысли, основные этические принципы – наслаждения, пользы, личного совершенствования и милосердной любви – образуются «на пересечении» двух фундаментальных противоречий морали. Первое из них – «универсализм-партикуляризм». В нем выражаются дна возможных понимания высших ценностей. Мы можем считать их абсолютными, объективными, безоговорочно всеми принимаемыми, составляющими благо для всех, – всеобщими, например, десять христианских заповедей. А можем принять за основу правильного нечто частное (корпоративная этика), т.е. то, что люди вольны принимать за благо, по чему могут и перестать следовать, покинув пределы этой корпорации. Второе противоречие заключается в антитезе «Я-dpyzui. В модели Р.Г. Апресяна это представляется в противостоянии приоритетного отношения к себе («Я») и доминировании интересов «других». В житейском плане это выражается в двух утверждениях: «человек должен жить для себя» и «человек должен жить для других».
И христианство, и традиционная образовательная система построены на альтруистических принципах. В первой половине XVII столетия Ян Амос Коменский создал педагогику, предопределившую па столетия магистраль развития европейского образования. В своей «Великой дидактике» он утвердил свод педагогических положений, основанных на христианских догматах, и указал будущим поколениям чистый идеал воспитания умеренного, целомудренного, смиренного, терпеливого, серьезного человека, основная цель жизни которого связывается с «благополучием человеческого рода». Заметим, что девизом Коменского было – сначала любить, а потом учить. Однако его понимание любви существенно отличается от любви, па которой строится воспитание, например, в творческой образовательной системе. Схематизм «этического квадрата» компенсируется наглядностью изображения способов понимания того идеального типа личности, который призвано создавать образование. Итак, образование как социальный институт может строиться на разных фундаментах. Воплощенные в практике образовательные парадигмы основываются на включенных в этот «квадрат» этических системах Платона, Локка, Руссо, Канта и Бентама. Обратим внимание, что сам «квадрат» включает обобщения ценностно-императивной схемы Заповеди любви. Автором «этического квадрата» – Р.Г. Апресяном – ценностные ориентации Заповеди любви были переосмыслены в дуально-антитетическом ключе, а каждая из представленных в модели нормативно-этических программ была проработана в существующих традициях апологии и критики.
Новое в образовании:
Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых
компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...
Упражнения эффективного формирования читательских
умений при работе над языком устно-поэтических произведений
На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: ...
Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальная проверка основных положений данного исследования проводилась на базе учебно-воспитательного комплекса «Евпаторийская средняя общеобразовательная физико-математическая школа I – III ступеней № 6 – дошкольное учебное учреждение № 31 1-В (26 человек) и 1-Г(26 человек) классы. Во врем ...