Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Страница 1

Многочисленные наблюдения показывают, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования во многом предопределена его умением на системно-целевой основе ставить и решать многочисленные задачи воспитания и обучения учащихся. Системное видение своей профессиональной деятельности, выстраивание её перспектив сегодня является одним из важнейших показателей состоявшегося профессионализма. Действительно, необходимо видеть свою работу, её прошлое и будущее, каждый предпринимаемый шаг в системно-целевом освещении, в контексте реальных возможностей именно этого, а не какого бы то ни было другого учреждения дополнительного образования; уметь оценить содержание представленного в реализуемой образовательной программе материала в аспекте индивидуально-личностного развития всякого конкретного ребенка, истинных воспитательно-образовательных возможностей данного вида детского творческого объединения, в целом – профиля конкретного учреждения дополнительного образования.

Что же означает на практике системный подход? Ответим на этот вопрос, прежде всего, в прикладном практическом плане.

Работающему на современном научно-методическом уровне педагогу дополнительного образования, стремящемуся реализовать системный подход, важно:

научиться вести системный анализ существующих проблем;

системно реагировать на изменение социально-педагогических условий;

оценивать в системном ключе произошедшие перемены в ребенке;

с точки зрения общей теории педагогических систем проектировать перспективы работы своего творческого объединения и др.

Внесистемное, хаотическое решение разнообразных педагогических проблем, как показывают многочисленные наблюдения и исследования, сегодня непродуктивно, неперспективно и чревато педагогически непредсказуемыми последствиями.

Сегодня стало почти аксиоматичным утверждение о том, что системный подход позволяет педагогу достичь желаемого воспитательно-образовательного эффекта наиболее разумным путем, т.е. путем, требующим минимума материальных и эмоционально-энергетических затрат при максимуме получаемого педагогического эффекта. Это утверждение совершенно верно, если не ограничиваться только его декларацией, а сделать разным принципом своей каждодневной воспитательно-образовательной работы.

Остановимся теперь на специфике использования системного подхода в самоорганизации своей профессиональной деятельности в учреждении дополнительного образования как руководителя детского творческого объединения.

Известно, что чем более сложный вид человеческой деятельности подвергается разностороннему анализу, тем более системный подход результативен. Профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, как мы теперь убедились, можно с полным основанием отнести к особо сложным видам человеческой деятельности, где, кстати говоря, даже государственный образовательный стандарт ещё не создан, а определены лишь самые общие воспитательно-образовательные ориентиры и имеется минимально необходимая нормативно-правовая база.

Что же представляют собой основополагающие признаки системного организованного педагогического объекта? В нашем случае – характеризуемой системы профессиональной деятельности руководителя того или иного детского творческого объединения.

Прежде всего, системность дает о себе знать там, где некоторое множество элементов оказывается определенным образом упорядоченным, образуя в своей совокупности единое целое; причем, свойства этого целого оказываются не сводимыми к отдельным характеристикам составляющих его элементов. В этой связи работу всякого отдельного детского творческого объединения, безусловно, можно представить как особым образом упорядоченный системный объект, где есть великое множество взаимосвязанных элементов, допускающих их последовательное и одномоментное рассмотрение.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Примеры реализации компетентностного подхода
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практич ...

Разработка и реализация технологии, направленной на формирование культуры общения на уроках информатики в УНПО
Программа по формированию культуры общения на уроках информатики Цели программы: 1) формирование навыков культуры общения в информационной среде; 2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, сист ...

Основы работы социального педагога с семьей
При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной политики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. «С ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru