Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей

Страница 1

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, и, конечно, хорошая дикция);

культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и так далее);

культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и прочее.

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Функции общения, виды и его основные характеристики и средства входят в понятие коммуникативной компетентности.

Проблемами коммуникативной компетентности занимался Зеер Э.Ф. В своей работе «Компетентностный подход к образованию» он определяет коммуникативную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, включающие: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и его основные характеристики; средства общения: вербальные и невербальные; репрезентативные системы и ключи доступа к ним, виды слушания и техники его использования; «обратную связь» – вопросы и ответы; формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.

То есть, развитие коммуникативной компетентности включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений.

Результат – сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Таким образом, для формирования коммуникативной компетентности у учащихся необходимы не только знания, умения и навыки, но и мотивация к их развитию и значимости нового материала.

Коммуникативная компетенция как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Методические рекомендации и план работы в повседневной жизни по оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития
С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих ...

Профилактические мероприятия в ДОУ
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно. Было выявлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации. Так, различные колющие и режущие предметы ...

Анализ двигательного режима детей с задержкой психического развития
Практическая работа в рамках настоящего исследования проводилась на базе МДОУ комбинированного вида №36 в группе детей с ЗПР №3, с 12.02.2012 г по16.05.2012 г. В исследовании принимали участие 11 детей, физ. инструктор, воспитатели. Организация практической работы проходила в несколько этапов: На п ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru