Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении, по словам Э.Ф. Зеера, предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. В условиях непрерывного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.
Проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся отражена во многих социальных, психологических, лингвистических исследованиях с разных точек зрения.
Социологи и психологи (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Е.Я. Малибурда, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский и др.) связывают ее с развитием умений давать социально-психологический прогноз ситуации общения, программировать этот процесс, вживаясь в атмосферу коммуникативной ситуации и осуществлять управление процессом общения группы, коллектива, команды.
Важнейшей задачей обеспечения общеобразовательной подготовки учащихся, является их общее развитие, совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, достижение такого уровня владения речью, который достаточно для активного и плодотворного участия будущего специалиста в профессиональной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности – это цель подготовки школьников для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую значимость. Но больше всего это проблема, связанная с осуществлением речевой деятельности, как реализации коммуникативного поведения на основе системы компонентов: мотивационного (речевое поведение), когнитивного (знания), оперативного (преодоление противоречий, предписанных содержанием обучения).
В системе российского образования математика занимает особое место среди точных наук. Это обусловлено, прежде всего, тем, что математика имеет огромные возможности для развития мышления. При этом очень важно обеспечить такой уровень общеобразовательной подготовки учащихся, который включал бы умение логически мыслить и правильно рассуждать, что способствует развитию, а также совершенствованию их коммуникативной компетентности.
В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождение в разные сферы трудовой деятельности, дальнейшее образование в разных типах учебных заведений и продолжение самообразования.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции учащихся является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, и на ее решение следует обратить внимание, как преподавателям всех учебных предметов, так и математикам.
Так, как формирование коммуникативной компетентности является актуальной проблемой, но не выработаны определенные критерии ее сформированности, то это определило выбор данной темы для работы.
Объект исследования: формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Предмет исследования: критерии диагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности через уровни развития математической речи.
Целью работы является разработка критериев определения уровня сформированности коммуникативной компетентности через характеристики письменной и устной математической речи.
Цель предполагает решение следующих задач:
Изучить и проанализировать научно-методические публикации об исследованиях, связанных с коммуникативной компетентностью;
Обосновать отнесение коммуникативной компетентности к ключевым компетентностям;
Выявить уровни сформированности коммуникативной компетентности, и критерии их определения;
Разработать критерии определения уровня сформированности коммуникативной компетентности по математической речи;
Разработать инструментарий для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики.
Первая глава называется теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения математике. В этой главе идет речь о компетентностном подходе к образованию и разведены понятия компетенция, компетентность. Также рассмотрена коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей. Выявлен один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности: речь. Вторая глава имеет название: разработка критериев определения уровня сформированности компетентности по математической речи. В ней рассмотрены диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней и представлена иллюстрация разработки инструментария для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики.
коммуникативный компетентность математика урок
Новое в образовании:
Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием
речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...
Диагностика уровня конфликтности у детей старшего
дошкольного возраста
Для исследования конфликтов дошкольников со сверстниками на базе МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Эксперимент ...
Организация информационно-безопасного образовательного
процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, вк ...