Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь

Страница 1

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях, средней и высшей призвано решить комплекс задач, связанных с оздоровлением, разносторонним физическим и духовным развитием, обучением физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам, развитием физических качеств. В результате занятий физическим воспитанием учащиеся и студенты должны получить базовое физкультурное образование, обеспечивающее физическую готовность к труду, служебной деятельности, семейной жизни. Одной из приоритетных задач физического воспитания является формирование навыков здорового образа жизни на основе привлечения учащихся и студентов к систематическими занятиям физическими упражнениями.

Строго следуя фактам, необходимо отметить, что для решения этих задач в Республике Беларусь создана, функционирует и продолжает развиваться система физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов. За последние годы в практику были внедрены новые программы физического воспитания дошкольников, учащихся, республиканская базовая учебная программа для высших учебник заведений.

Средние общеобразовательные школы Республики Беларусь стали проводить больше уроков физической культуры в неделю, в некоторых школах такие уроки проводятся ежедневно. Около половины ПТУ ввели факультатив по этой дисциплине и увеличили количество занятий в неделю. В абсолютном большинстве вузов обязательные занятия физической культуры введены на четырех и более курсах.

До последнего времени продолжала улучшаться материально-техническая база физического воспитания. Не так быстро, как того требует практика физического воспитания, но укрепляется материально-техническая база физического воспитания в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений. Вводятся в строй детские сады со спортивными залами, мини-бассейнами. В республике ведется поиск оптимальной структуры управления физическим воспитанием детским и студенческим спортом.

Постепенно повышается уровень профессиональной подготовленности педагогических кадров. В высших, средних специальных учебных заведениях и ПТУ 98 % преподавателей физического воспитания имеют специальное образование. В детских садах стали активно вводиться должности штатных физкультурных работников.

Несмотря на эти и другие положительные изменения эффективность физического воспитания продолжает оставаться недостаточной. В раннем и дошкольном возрасте двигательная активность детей в семье и дошкольных учреждениях организована неудовлетворительно. В результате дети недостаточно закалены, часто болеют. Особенно ослаблены физически дошкольники, проживающие в зоне последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Наряду с влиянием ионизирующих излучений и других отрицательных факторов одной из причин этого является недостаточная эффективность физического воспитания.

Согласно имеющимся данным на каждого ребенка в возрасте 3-6 лет приходится в среднем около 54 дней пропусков посещения детских садов по болезни. Если учесть, что в раннем и дошкольном возрасте состояние здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие тесно связаны с дыхательным режимом, то значительную часть этих потерь можно объяснить недостатками физического воспитания детей в семье и в дошкольных учреждениях. В результате за школьные парты садится более 50 % детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Серьезное несоответствие между задачами физического воспитания и его эффективностью сохраняется и на последующих этапах онтогенеза. Об этом свидетельствуют следующие факты. К основной медицинской группе отнесено только 39 % школьников. Около 50 % учащихся и 30 % студентов имеют ограничения в выборе профессии или не могут работать по специальности по состоянию здоровья. Каждый седьмой школьник имеет избыточный вес, а каждый пятый допризывник не готов к службе в Вооруженных Силах. Несмотря на это с возрастом снижается интерес учащихся к физической культуре. В результате около 20 % старшеклассников посещают уроки по этому предмету без желания или по принуждению.

Учебные занятия по физической культуре в школе удовлетворяют только малую часть потребности в двигательной деятельности, так факторе оздоровления и реабилитации учащихся. Полное удовлетворение такой потребности может быть достигнуто только при сочетании уроков физической культуры внеклассных и самостоятельных занятий. Однако, последние никак не находят своего места в режиме дня школьников и студентов, о чем свидетельствует приведенный ниже анализ.

Более 90 % выпускников школ признают огромное значение здоровья в своей жизни, как ценности. Характеризуя мотивы самостоятельных занятий физическими упражнениями, учащиеся старших классов дают очень высокую оценку оздоровительному мотиву. Вместе с тем часто занимаются самостоятельно в 11-м классе только 4 % юношей и 1 % девушек. В среднем же среди 533 опрошенных учащихся 5-11 классов только 3 % занимаются самостоятельно часто, а 69 % — никогда не делают этого.

Как считают учащиеся старших классов главной причиной, мешающей самостоятельным занятиям, является отсутствие желание. Эту же причину отметили как главную студентки г. Минска и Гомеля, поставив в один ряд с ней отсутствие привычки заниматься самостоятельно. Очень низок уровень физкультурных знаний школьников. До 90 % выпускников средней общеобразовательной школы не могут правильно ответить на очень простые вопросы, знание которых необходимо для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труднос ...

Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскры ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru