Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь

Страница 2

Недостатки физического воспитания в вузе являются продолжением недостатков физического воспитания в школе. У 65 % студентов установлены отклонения в состоянии здоровья с тенденцией к его ухудшению на старших курсах. Значительная часть студентов страдает от хронических заболеваний. Высоко оценивая здоровье и отмечая большое значение физической культуры для его укрепления, большинство студентов посещают учебные занятия только для получения зачета по этой дисциплине. Поставив самостоятельные занятия на высокое шестое место среди десяти видов деятельности (учеба, чтение, посещение театров, концертов, кино, отдых в, кругу друзей и др.), только 2 % студентов г. Минска и Гомеля регулярно занимаются физическими упражнениями самостоятельно. В результате с уменьшением количества нагрузки или полным прекращением учебных занятий по физическому воспитанию на старших курсах заметно ухудшаются показатели здоровья и физической подготовленности студентов.

Таким образом, в настоящее время физическое воспитание как учебная дисциплина не дает необходимого физкультурного образования учащимся и студентам и не приобщает их к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Одним из ключевых пунктов содержания физического воспитания является его цель. В действующей программе цель физического воспитания сформирована в неявном виде. Она отражена в шестнадцати частных задачах-предписаниях, при формулировке которых школьник рассматривается как объект, которого «воспитывают», «закаляют», «укрепляют», «формируют» и т.д. Такая постановка задач не ориентирует учащихся на активное участие в их решении, отводит им в учебном процессе пассивную роль. В программе должна быть сформулирована цель, рассматривающая учащегося как центральную фигуру воспитательно-образовательных процессов, ориентирующая его на активное участие в физическом воспитании.

Анализ программы по физическому воспитанию показал, что содержание физкультурного образования в настоящее время построено преимущественно на эмпирической основе. В нем недостаточно учтены возрастные, половые и совсем не учтены этнические особенности белорусских детей. Так, например, действующей программе физического воспитания задачи воспитания физических качеств не дифференцированы по полу до 9-го класса включительно, несмотря на несовпадение в этом возрастном диапазоне сенситивных периодов физического развития мальчиков и девочек. Содержание задач физического воспитания по годам обучения, приведенное в программе, не соответствует половозрастной динамике сенситивных периодов физического развития белорусских детей.

В ряде случаев имеет место несовпадение уровня программных нормативов для оценки физической подготовленности с возрастной динамикой развития физических качеств белорусских детей.

При отборе содержания физического воспитания не учтены время, необходимое учащимся для изучения умений и навыков, предусмотренных программой, реальные условия физического воспитания. Учебный материал требует уточнения и систематизации с учетом межпредмтных связей, возрастных особенностей детей.

Серьезным недостатком содержания учебного материала является жесткая его регламентация, не позволяющая в полной мере учитывать этнические, географические, экологические, материально-технические и другие условия физического воспитания в республике. Такая регламентация уже давно вошла в противоречие с оправдавшей себя многовариантной практикой физического воспитания.

Слабым звеном в цепи физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов является недостаточная преемственность учебного материала для различных возрастных групп и учебных заведений различного типа. В результате наблюдается неоправданное дублирование учебного материала, его несоответствие требованиям принципов физического воспитания.

В программах для младших школьников недостаточна связь обязательных учебных занятий с физическим воспитанием в семье. Физическое воспитание различных возрастных групп учащихся слабо связано с учебной деятельностью, здоровым образом жизни. Программы для младших школьников, где работают учителя, не имеющие специального образования, не содержат обоснованных положений по нормированию двигательной активности, психофизической нагрузке на физкультурных занятиях и режиме дня школьников. В учебных программах слабо учитываются возрастные особенности формирования личности учащихся, динамика их физкультурных и спортивных, интересов.

Несовершенна система учебных нормативов школьного физического воспитания. Контрольные упражнения многочисленны, а учебные нормативы, оцениваемые одинаковым баллом, не равнотрудны. Комплексы упражнений недостаточно сравнимы с батареями тестов, применяемыми за рубежом. Это значительно снижает их информативность. Содержание учебных нормативов и требования, как правило, сводится к недостаточно дифференцированным, подверженным сильной социальной конъюнктуре нормативам и требованиям. Учебный процесс по физическому воспитанию чаще всего превращается в процесс подготовки к их выполнению. Это значительно обедняет реальные целевые установки и реальное содержание физического воспитания, делает его стереотипным, однообразным в течение многих лет обязательных занятий. В этом, вероятно, одна из причин консерватизма учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. По ...

Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...

Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru