Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь

Страница 2

Недостатки физического воспитания в вузе являются продолжением недостатков физического воспитания в школе. У 65 % студентов установлены отклонения в состоянии здоровья с тенденцией к его ухудшению на старших курсах. Значительная часть студентов страдает от хронических заболеваний. Высоко оценивая здоровье и отмечая большое значение физической культуры для его укрепления, большинство студентов посещают учебные занятия только для получения зачета по этой дисциплине. Поставив самостоятельные занятия на высокое шестое место среди десяти видов деятельности (учеба, чтение, посещение театров, концертов, кино, отдых в, кругу друзей и др.), только 2 % студентов г. Минска и Гомеля регулярно занимаются физическими упражнениями самостоятельно. В результате с уменьшением количества нагрузки или полным прекращением учебных занятий по физическому воспитанию на старших курсах заметно ухудшаются показатели здоровья и физической подготовленности студентов.

Таким образом, в настоящее время физическое воспитание как учебная дисциплина не дает необходимого физкультурного образования учащимся и студентам и не приобщает их к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Одним из ключевых пунктов содержания физического воспитания является его цель. В действующей программе цель физического воспитания сформирована в неявном виде. Она отражена в шестнадцати частных задачах-предписаниях, при формулировке которых школьник рассматривается как объект, которого «воспитывают», «закаляют», «укрепляют», «формируют» и т.д. Такая постановка задач не ориентирует учащихся на активное участие в их решении, отводит им в учебном процессе пассивную роль. В программе должна быть сформулирована цель, рассматривающая учащегося как центральную фигуру воспитательно-образовательных процессов, ориентирующая его на активное участие в физическом воспитании.

Анализ программы по физическому воспитанию показал, что содержание физкультурного образования в настоящее время построено преимущественно на эмпирической основе. В нем недостаточно учтены возрастные, половые и совсем не учтены этнические особенности белорусских детей. Так, например, действующей программе физического воспитания задачи воспитания физических качеств не дифференцированы по полу до 9-го класса включительно, несмотря на несовпадение в этом возрастном диапазоне сенситивных периодов физического развития мальчиков и девочек. Содержание задач физического воспитания по годам обучения, приведенное в программе, не соответствует половозрастной динамике сенситивных периодов физического развития белорусских детей.

В ряде случаев имеет место несовпадение уровня программных нормативов для оценки физической подготовленности с возрастной динамикой развития физических качеств белорусских детей.

При отборе содержания физического воспитания не учтены время, необходимое учащимся для изучения умений и навыков, предусмотренных программой, реальные условия физического воспитания. Учебный материал требует уточнения и систематизации с учетом межпредмтных связей, возрастных особенностей детей.

Серьезным недостатком содержания учебного материала является жесткая его регламентация, не позволяющая в полной мере учитывать этнические, географические, экологические, материально-технические и другие условия физического воспитания в республике. Такая регламентация уже давно вошла в противоречие с оправдавшей себя многовариантной практикой физического воспитания.

Слабым звеном в цепи физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов является недостаточная преемственность учебного материала для различных возрастных групп и учебных заведений различного типа. В результате наблюдается неоправданное дублирование учебного материала, его несоответствие требованиям принципов физического воспитания.

В программах для младших школьников недостаточна связь обязательных учебных занятий с физическим воспитанием в семье. Физическое воспитание различных возрастных групп учащихся слабо связано с учебной деятельностью, здоровым образом жизни. Программы для младших школьников, где работают учителя, не имеющие специального образования, не содержат обоснованных положений по нормированию двигательной активности, психофизической нагрузке на физкультурных занятиях и режиме дня школьников. В учебных программах слабо учитываются возрастные особенности формирования личности учащихся, динамика их физкультурных и спортивных, интересов.

Несовершенна система учебных нормативов школьного физического воспитания. Контрольные упражнения многочисленны, а учебные нормативы, оцениваемые одинаковым баллом, не равнотрудны. Комплексы упражнений недостаточно сравнимы с батареями тестов, применяемыми за рубежом. Это значительно снижает их информативность. Содержание учебных нормативов и требования, как правило, сводится к недостаточно дифференцированным, подверженным сильной социальной конъюнктуре нормативам и требованиям. Учебный процесс по физическому воспитанию чаще всего превращается в процесс подготовки к их выполнению. Это значительно обедняет реальные целевые установки и реальное содержание физического воспитания, делает его стереотипным, однообразным в течение многих лет обязательных занятий. В этом, вероятно, одна из причин консерватизма учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...

Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...

Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru