Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы

Страница 1

Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе.

В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены предложения (второстепенные - без разделения на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенных и нераспространенных, предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, да и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений.

В 4 классе по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко дается понятие о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов).

В системе З.В. Занкова на раздел грамматика отводится 100 часов (второстепенные члены предложения: определение и дополнение и однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

однородные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

распознавать предложения с однородными членами;

выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала).

Образовательная программа для 1-4 классов выделяет следующие требования при изучении однородных членов предложения:

1) обогащение, уточнение и активизация пунктуационных навыков детей, правильное употребление знаков препинания;

2) на протяжении всех четырех лет обучения должно уделяться должное внимание приобретению пунктуационных навыков письма.

Мы сравнили учебники построенные по принципу традиционной и развивающей системе обучения на предмет отражения упражнений и правил об однородных членах предложения.

Автор и название учебника

А.В. Полякова. Русский язык.3 класс, часть 2.

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка.4 класс.

Правила, данные в учебнике

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения: Ученики читают, пишут, решают и рисуют. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы.

Однородные члены предложения соединяются друг с другом союзами и, да. Если союзов между однородными членами предложения нет, то они разделяются запятыми: Лёд громыхал, трещал и ломался. В лесу были небольшие деревья да кустарники. Хороши белые, розовые, красные гвоздики!

Довольно часто в речи, когда бывает нужно подробнее, точнее что-то сообщить, показать, мы строим не несколько предложений, а одно, объединяя сведения. Например, мы к одному подлежащему присоединяем сразу несколько сказуемых или одно сказуемое относим к двум подлежащим. Таким членам предложения учёные дали особое название.

Члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом (другим членом предложения) и отвечают на один и тот же вопрос, называют однородными членами.

Однородными бывают не только главные, но и второстепенные члены предложения. Однородные члены могут соединяться между собой только перечислительной интонацией, а могут - союзами и, а, но, каждый из которых выполняет свою работу. Союз и лишь соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

Обычно в спокойной речи в начале предложения повторяют что-то известное, а потом сообщают новые сведения. Главные слова чаще всего помещают в конец предложения.

1. Упражнение на нахождение и выделение однородных членов предложения.

4 упр.

1. Прочитайте. Найдите однородные члены и укажите, какими членами предложения они являются.

Прислала мне тётя

Печенья,

Конфет,

Варежки,

Шарф

И горячий привет.

(О. Дриз)

2. Выпишите сначала главные члены предло-жения, потом словосоче-тания с однородными членами.

2 упр.

Прочитай ещё несколько предложений из книги М. Коршунова "Школьная вселенная". Назови отрывок так, чтобы стало ясно, что в классе недавно завершилось. Обрати внимание на выделенные союзы - тебе такие ещё не встречались.

Пуговицы теперь отсутствовали не только у Ковылкина, но и у Вовки. След от линейки был на лбу не только у Джавада, но и у Вадьки Батурина. Марусина коса не только развязалась, но и расплелась.

Выпиши из каждого предложения однородные члены, соединённые двойным союзом не только, но и. Указывай, какими членами предложения они являются, отмечай орфограммы и следи за постановкой запятых.

Одно имя существительное употреблено в предложном падеже. Найди его и скажи, что особенного в его окончании. С.130.

Найди в предложениях однородные члены, опираясь на два их признака.

2. Упражнение на отработку перечислительной интонации.

1 упр.

(458, С.90)

1. Прочитайте предложения без лишних слов. Соблюдайте интонацию перечисления.

1. В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни.2. Птицы летом живут в лесах, живут на озёрах, живут на реках, живут на болотах.3. В лесу цвёл орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина.4. Мы давали ёжику мясо, давали хлеб, давали молоко.5. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

2. В чём сходство изменённых предложений? Какие это предложения?

3. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены первого предложения.

-

3. Упражнение на дополнение предложений однородными членами и определение их синтаксической функции.

1 упр.

Дополните предложения однородными членами, запишите. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

1. Мчатся поезда мимо _ _ _ _ _, _ _ _ _ _, _ _ _ _ _.

2. Весной крестьяне грядки, морковь, капусту.

3. При постройке дома работали _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.

4. Буря _, , .

5. Небо заволокла _, , _ туча.

Слова для справок: леса, луга, поля; копать, сеять, сажать; каменщики, плотники, штукатуры, маляры, столяры; реветь, выть, грохотать; чёрный, тяжёлый.

1 упр.

Прочитай слова и найди в каждой группе такие, которые не могут соединиться с другими как однородные члены предложения.

4. Упражнение на развитие речи (придумать и дополнить предложения однородными членами, исправить текст).

1 упр.

Придумайте по одному предложению с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.

4 упр.

Покажи главные члены построенных тобой предложений, узнай о них новые сведения.

Проверь, получились ли у тебя при улучшении текста предложения с однородными членами. По каким признакам ты это узнаешь?

Запиши исправленный текст, решая орфографические задачи и отмечая другие орфограммы.

Вспомни, что ты знаешь о постановке запятых, и примени свои знания.

5. Предложения на нахождение средств связи (с указанием союзов или бессоюзной связи).

1 упр.

Выпишите предложения, в которых однородные члены соединяются с помощью союзов и, да.

1. Реки, речки, ручьи и озёра обрастают лесом.2. В нашем лесу растут ёлки, осины, берёзы, дубы.3. Мы любим слушать рассказы о животных и сказки.4. За ужином разговор шёл о поездке да о погоде.5. В деревню мы ехали на электричке и на автобусе.

4 упр.

Прочитай текст. Как бы ты его назвал (а), чтобы передать главную мысль отрывка, его настроение?

Читая, обращай внимание на предложения с однородными членами и решай, нужны ли на месте скобок союзы; если нужны, то какие. Помни о запятых.

Мама () бабушка не согл. шаются пустить Марину в бас? ейн.

Дедушка, помоги!

Марина это не говорит думает. Она даже не думает просто смотрит на дедушку. Он и без слов её понимает.

Я за бас? ейн.

Марина кричит прыгает круж…т? ся верт…т? ся от радост.

По С. Могилевской

Запиши своё название текста, а потом спиши отрывок, выбирая способ связи однородных членов и ставя, где нужно, запятые. Отмечай все орфограммы, а поставленные орфографические задачи решай; везде устно объясняй выбор букв.

Какие встретились глаголы-исключения? Назови другие, которые знаешь.

Перечисли все правила, которые помогли тебе объяснить написание слов.

6. Упражнения на расстановку знаков препинания при однородных членах.

1 упр.

Спишите текст, поставьте запятые.

Птиц весной появляется множество. Прилетают с юга скворцы дрозды кулики. Они расселяются в лесах полях садах и рощах. Птицы вьют гнёзда на высоких старых деревьях на кустах в дуплах.

1 упр.

Читая, обращай внимание на предложения с однородными членами и решай, нужны ли на месте скобок союзы; если нужны, то какие. Помни о запятых.

7. Упражнения на построение предложений по схемам.

-

2 упр.

Расскажи по схемам о правилах постановки запятых при однородных членах. Их мы обозначили кружочками.

О, О, О. О и ОО, а (но) О

8. Упражнения на конструирование одного предложения с однородными членами из двух и более.

1 упр.

Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзом и.

1. По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга.2. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные.3. Солнце мало светит. Солнце мало греет.4. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся.5. Рожь созрела. Пшеница созрела.6. Поля опустели. Луга опустели.

-

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Состав читательских умений формируемых у младших школьников при работе над языком устно-поэтических произведений
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Термин «читательские умения» используется метод ...

Физическое развитие организма дошкольника
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений ...

Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации
Формирование информационной безопасности школьников нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьник ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru